По данным ряда опубликованных государственных экспертиз, памятник работы С. Д. Тавасиева нуждается в реставрационных работах в заводских условиях, технически неизбежно связанных, по утверждению властей республики, с его временным демонтажом, причем «руководитель Башкультнаследия Олег Полстовалов заявил, что процесс реставрации может затянуться до полутора-двух лет» [1].
С появлением информационного повода о реконструкции, сразу начались акции в защиту памятника, так же, как и конфликты и провокации в ходе их проведения. В этой ситуации власти РБ поступили, пожалуй, единственно приемлемым способом: первый вице-премьер РБ Азат Бадранов созвал открытое совещание с экспертами и общественниками, разъясняя необходимость реконструкции памятника именно как символа республики, причем, по предложению Главы РБ Радия Хабирова, работа с памятником может вестись в 10 метрах от его постоянного местонахождения, в режиме постоянного контроля общественности. Однако ряд известных башкирских национальных общественных деятелей не устроил и этот подход: так, профессор М. М. Кульшарипов требует ремонтировать памятник, не снимая с постамента, объявляя любые другие варианты «ложью и обманом». Впрочем, далее сам Р. Ф. Хабиров, опираясь на заключения экспертов, признал вариант с реконструкцией изваяния без вывоза на завод нереалистичным – обусловив, однако, после бурных дебатов общественности, что работы над памятником будут производиться обязательно в пределах Уфы, под постоянным контролем государства и общественности.
Был созван и работает общественный Наблюдательный совет по вопросу сохранения (реставрации) памятника, проведена многоплановая разъяснительная работа в СМИ, включая широко анонсированный документальный фильм «Я вернусь!» об истории создания и подготовке реставрации памятника на канале БСТ, создан ежедневно обновляемый тематический ТГ-канал «Салават Юлаев. Реставрация». 13 декабря 2025 г. на VI Съезде Всемирного Курултая башкир Р. Ф. Хабиров как Глава РБ в программной речи, в присутствии делегатов и многочисленных гостей, в том числе, например, руководителя Федерального агентства по делам национальностей России Игоря Баринова, демонстративно взял на себя персональную ответственность за судьбу памятника. Учитывая, что сам процесс подготовки к реставрации оказался делом очевидно затяжным, эти меры позволили перейти дискуссиям в рациональное и рутинное русло.
Для нашей темы ситуация важна тем, что однозначно подтверждает сделанный нами ранее вывод: образ Салавата Юлаева оказался наиболее популярной точкой приложения для скандальных демаршей – любое критическое действие в отношении данного образа служило поводом для оперативной мобилизации башкирской общественности. Соответственно, для политтехнологов – крайне удобным способом ее будировать. Важно также, что власти республики это отчетливо осознают и принимают меры для купирования конфликтности.
Показательна также смена векторов: если ранее защита образа Салавата ассоциировалась с защитой республики, и считалась рутинной обязанностью государства, то начиная с правления Р. З. Хамитова она все более активно использовалась оппозицией, в особенности связанной с башкирским националистическим движением, пережившим при Р. З. Хамитове свой Ренессанс именно как оппозиционная сила. Националисты всегда пытались приватизировать образ Салавата Юлаева (например, публицистика башкирского диссидента-националиста Айрата Дильмухаметова; проведение традиционных всенародных Дней Салавата («Салауат йыйыны») при участии БОО «Башкорт», позже, при Р. Ф. Хабирове, запрещенной судом.
Но в целом, такие попытки до сих пор не представлялись удачными, поскольку суть данного образа в том и состоит, что он является объединяющим для всего населения Башкортостана в целом и башкирского народа в частности. Именно на основе понимания и целенаправленного развития символической традиции башкирского народа, воплощенной в образе Салавата Юлаева, и раскрытии ее патриотического потенциала, осуществлена успешная в мемориально-символическом плане акция администрации Радия Хабирова – акцентированное гражданское почитание командира 112-й Башкирской (16-й Гвардейской Черниговской) кавалерийской дивизии генерал-майора Минигали Шаймуратова.
Гражданское почитание генерала Минигали Шаймуратова
Глорификация генерал-майора Шаймуратова опиралась на активное народное движение по этому поводу. Движение началось еще в 1990-е гг., но было системно и акцентированно поддержано новой администрацией РБ при Р. Ф. Хабирове, поскольку вписывалось в заявленную им идеологию укрепления межнациональной и внутринациональной солидарности. Известно, что именно Великая Отечественная война являлась практически единственной ценностью, безоговорочно объединявшей крайне разнородное идеологически постсоветское общество.
Однако именно отношение к персонажам времен Великой Отечественной войны послужило также цивилизационным по сути маркером «свой – чужой» в период нарастания конфликта с государственным национализмом на Украине. Добровольцы из Башкирии, направлявшиеся на помощь ополчениям ЛНР и ДНР, нередко апеллировали к именам Салавата и Шаймуратова, подчеркивая, каким гражданским почитанием окружено имя легендарного комдива Башкирской кавалерийской дивизии на Донбассе. Шаймуратов воспринимается прежде всего именно как советский герой, в советском пантеоне не главным была акцентация на национальности. И в то же время его образ органично входил в башкирскую воинскую традицию.
После долговременной и мощной информационной кампании, по ходатайству правительства и общественности РБ М. М. Шаймуратову указом Владимира Путина от 30 марта 2020 г. было присвоено посмертно звание «Героя России». Церемония передачи награды Героя России в столицу Башкортостана была проведена беспрецедентно торжественно.
При этом инициатива встретила заметную поддержку «снизу», объединяя людей всех национальностей РБ. Интересно ненамеренное свидетельство популярности данного образа в современной повседневности совершенно неофициозного характера: во время жесткого противостояния при защите природного памятника Куш-тау защитники шиханов шли именно с песней «Шаймуратов-генерал»: «По пути мы пели «Шаймуратов-генерал». Дух у нас поднялся еще сильнее». Это неудивительно, поскольку укорененность этой очень популярной в Башкортостане песни с национальной эпической и фольклорной традицией, несомненна. Как отмечает Гульназ Галеева: «В 1943 году была написана песня “Шаймуратов-генерал”, ставшая первым и самым прочным памятником герою. Ее автор – поэт Кадир Даян несколько месяцев провел в дивизии на фронте и написал стихотворение на башкирском языке. Получив бравое музыкальное сопровождение, песня стала очень популярной. Образ батыра-всадника, предводителя башкирского войска, создавался К. Даяном через использование параллелей с фигурой Салавата Юлаева. В связи с активным процессом конструирования образа национального героя Салават в этот период был особенно популярным башкирским героем: С. Злобин написал роман «Салават Юлаев», Б. Бикбай – драму «Салават», а режиссер Я. Протазанов снял фильм, вышедший на экраны в феврале 1941 года. В 1943 году в газете появился эскиз будущего памятника Салавату, позднее было сообщено о месте, где он будет установлен [Биишева, 1943]. Уже в первых строках стихотворения появляются мотивы, которые должны были быть знакомы читателю благодаря народной песне о Салавате».
Помимо памятника на малой родине героя, в с. Биштяки (ныне Шаймуратово) и мемориала в Уфе, с 2020 г. были созданы особые патриотические «шаймуратовские классы» в школах республики, за три года в РБ открыты 186 таких классов, в которых обучаются 3960 детей. «Шаймуратовцы» отбираются на добровольной основе из учеников 5-7 класса, но при наличии достаточно высоких требований при формировании класса. По сути, это общеобразовательный класс с национальным колоритом, усиленной технической, спортивной и военной подготовкой, по типу кадетских классов, но с особым вниманием к башкирским вековым традициям служения Отечеству. В таком классе ведется систематическая работа, направленная на воспитание уважения к истории Отечества, патриотизма, чувства ответственности за Родину, республику на примере памяти воинов 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, формирование духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни. «Шаймуратовцы» отличаются наличием единой форменной одежды и нагрудным знаком. Помимо стандартной школьной программы, ученики изучают основы строевой подготовки, осваивают верховую езду, стрельбу из лука, национальные виды борьбы и т. д.
_____________
[1] Эксперты заявили о необходимости демонтажа памятника Салавату Юлаеву в Уфе // ИА Башинформ. 6 сентября 2021. URL.: https://www.bashinform.ru/news/1640034-ekspertiza-odobrila- neobkhodimost-demontazha-pamyatnika-salavatu-yulaevu-v-ufe/?yn= Дата обращения: 25 ноября 2022 г.
Продолжение следует…