Он играет решающую роль в жизни насекомых, быть может, у них его «позаимствовали» млекопитающие? Миллионы лет назад мелкие зверьки-млекопитающие жили в тени динозавров, вели скрытный, ночной образ жизни, и химический тип связи был для них очень эффективным. Он является наиболее древним и распространенным, связующим между растениями, животными, микроорганизмами, и включает важнейшую пищевую связь, но не только… Выделяемые в окружающую среду вещества: продукты обмена (моча, экскременты), а также специальные феромоны играют роль привлекающих и отталкивающих средств, выполняют функции информации и связи. Запах действует на больших расстояниях, в полной темноте и сохраняется во времени даже в отсутствии животного, оставившего свое «пахучее послание». При этом ничтожное количество вещества обладает высокой биологической активностью. Достаточно, например, нанести 2–3 капли мочи «чужого» самца домовой мыши на шкурку самки, чтобы вызвать приступ ревности у «законного супруга», его агрессию в течение нескольких часов. Запаховая сигнализация напоминает письменный язык людей. Обладающие острым обонянием животные могут очень много «прочитать» по запаху о своих сородичах и других соседях. Тонкий нюх имеется у большинства хищников, грызунов, копытных. Противоположны им плохие «нюхачи»: человек и обезьяны.
Как распоряжаются своим «ассортиментом» запахов млекопитающие? Прежде всего, запахи служат для идентификации особей своего вида. «Химическая индивидуальность», создаваемая продуктами жизнедеятельности и выделениями специальных желез — феромонами, позволяет животным узнавать друг друга по запаху. Это является одним из важных факторов в установлении и поддержании стабильности социальной структуры — иерархии в семьях, группах и стадах животных. При встрече животные обнюхивают разные части тела друг друга, спрашивая: «Кто ты, каковы твои намерения?» — и получают информацию, подобную «удостоверению личности» (пол и половая зрелость, возраст, физиологическое состояние, «свой» или «чужой»). Поэтому кроме индивидуального запаха у живущих вместе животных существует и групповой запах. Животные приобретают общий запах, тесно соприкасаясь друг с другом во время отдыха, игры и взаимных чисток, а также благодаря тому, что доминирующие особи метят членов своей семьи или группы собственным запахом. Подчиненные животные, со своей стороны, стремятся приобрести этот «аромат», чтобы никто не «усомнился» в их клановой принадлежности. В зоопарках некоторые животные метят ухаживающего за ними служителя: мол, ты «свой».
Велика роль феромонов в процессе продолжения рода. «Ароматы» самцов и самок отличаются. Это позволяет искать и находить по запаху партнера, определять фазу полового цикла самок и их согласие на «брак», гармонизирует «семейную жизнь».
Самцы крысы, лишенные органа обоняния, с самками не спариваются. Выделение феромонов находится под контролем мужских и женских половых гормонов и при кастрации пропадает. Пахучие выделения влияют на половые функции. Под действием запаха самца ускоряется половое созревание молодых самок мышей. И еще один интересный феномен: если беременная мышь в течение трех суток после спаривания ощущает запах «чужого» самца, беременность прекращается, оплодотворенные яйцеклетки в матке не имплантируются. Феромоны позволяют определить, состоит ли самка в «браке»; самцы белки-летяги метят самку своим запахом, это как отметка в паспорте и информация для других самцов.
В материнском поведении также велика роль запаха. Обнюхивая и облизывая детеныша, мать устанавливает с ним обонятельный и вкусовой контакт, что позволяет безошибочно узнавать своего отпрыска среди других малышей. Самки многих млекопитающих кормят и ухаживают только за своими детьми. Обоняние необходимо для осуществления родительской заботы. У лишенных обоняния самок грызунов нарушается процесс гнездостроения, а своих новорожденных они игнорируют или даже поедают. Контакт с матерью на основе обонятельных ощущений устанавливают и детеныши.
Химические средства у многих животных являются ведущим способом отметить свое право на «землевладение». Отдельная особь, семья или группа, как правило, владеет участком земли, угодий, на которых питается, имеет места для укрытий и выведения потомства. Такой территориализм имеет большое биологическое значение: равномерное распределение животных, расселение молодняка и освоение новых территорий, снижение внутривидовой конкуренции. Занимаемый участок охраняется и метится «хозяевами». Пахучими метками служат выделения специальных желез, кучки экскрементов, моча; наносимые на различные предметы, растения и почву в пределах обитания «хозяина», в особенности на границах участка, они оповещают всех «чужаков» о том, что территория занята.
Сложная система меток существует у пустынных грызунов песчанок: зверьки оставляют свой запах у жилых и временных нор, на маршрутах передвижения, так что эта «химическая карта» помогает быстро ориентироваться и прятаться в случае опасности. Дикие кролики метят границу участка холмиками экскрементов, которые играют роль сигнальных пунктов или «зон», где происходит обмен текущей информацией.
Оказывается, и мы можем пользоваться подобным способом химической информации, понятным для животных «языком». Так, натуралист, изучавший жизнь волков, поставил свою палатку невдалеке от логова. Он выпил достаточное количество пива, чтобы пометить границы своего участка. Обнюхав эти метки, волки «признали» его «право» на территорию. Запаховые метки не только отпугивают «чужаков», но и создают определенный комфорт для самого «владельца поместья», который купается в своем «аромате» и обретает большую уверенность в себе. Есть наблюдение, что дикие кролики размножаются только на участках, где превалирует их собственный запах.
Находящиеся в межпальцевых участках кожи железы выделяют пахучий секрет, сохраняющийся на почве, он служит верным ориентиром в поисках или следовании животных друг за другом. Маленькие зверьки тропиков галаго мочатся на свои лапки, которые оставляют пахучие следы на ветках деревьев, где живут эти животные.
Испуганные, встревоженные животные выделяют «запах страха», он был обнаружен в моче мышей и крыс и вызывал бегство других животных, сохраняясь до 8 часов на испачканных предметах. Близки к химическому сигналу тревоги отпугивающие запахи «защиты». У хорька в случае опасности выделяется из анальной железы резко и неприятно пахнущий секрет. А нападающий на американскую вонючку скунса может получить в лицо «заряд» едкой, дурно пахнущей и долго не отмываемой жидкости, которую зверек выбрасывает из анальной железы, приподнимая заднюю часть тела.
Феромоны, как правило, состоят из нескольких компонентов, и число их может быть очень велико. Бобровая струя, например, содержит до 45 различных химических веществ. В феромонах найдены углеводороды, спирты, эфиры, органические кислоты, в том числе и валериановая кислота, и другие вещества. Не потому ли валериановые капли столь привлекательны для наших кошек?
Изучение химических средств связи в природе имеет не только научное значение. Ученые полагают, что знание и понимание «химического языка» обитателей биосферы позволит лучше управлять поведением и репродуктивными процессами как домашних, так и диких животных, поможет сохранить их разнообразие на нашей планете.