«Мой путь, моя судьба...» Часть третья
Все новости
НАУКА 3.0
18 Декабря 2021, 13:00

К тайнам подземелий царя Плутона. Часть вторая

Как создавалась "Жемчужина Урала"

…В лучах утреннего солнца виднелись склоны горы Шульган-Таш, круто спускающиеся к реке Белой. Эта гора имеет и другое народное название – Сарык-Ускан, что означает «овца провалилась». Это название гора получила давным-давно: как говорят в народе, однажды в трещину-лаз на верху горы провалилась овца. Считается, что по этому ходу-лазу в свое время пробирались в глубь пещеры древние художники каменного века. Дело это было опасное: в пещерах, входы которых, как глубокие оспины, пятнают склоны гор, в ту пору водились и саблезубые тигры, и пещерные медведи.

Поутру мы с ребятами на плоту переплыли реку. Экспедиционный лагерь жил своей размеренной жизнью. Молодые спелеологи, студенты Свердловского университета, уже заканчивали тянуть наверх, в зал Рисунков, очередной осветительный кабель: он толстым жгутом, словной змей, стерегущий покой пещеры, уходил вверх, на высоту 40 метров. В лучах налобных фонарей спелеологов были видны края узкого пещерного хода – осклизлого, покрытого вековыми натеками растворенного известняка. Порою кабель вздрагивал, изгибался словно живой, и тогда сверху доносились голоса, просившие помочь протащить его выше, еще на метр-другой.

Кабель длиною в 300 метров тянулся вверх от передвижной электростанции, установленной на базе трехосного ЗИЛ-130. Эта большая автомашина, которую спелеологи и киношники окрестили «лихтвагеном», казалась игрушечной под высоченными сводами пещеры, на краю Голубого озера, в котором берет начало речка Шульган. Затащили станцию к пещере двумя бульдозерами – работа эта заняла несколько дней: пришлось проверять и готовить броды через Белую, выравнивать площадки…

Подошел режиссер Соколов. Я объяснить причину своего появления на «съемочной площадке» – пусть ребята поглядят, как проходит киносъемка. Соколов не возражал – только попросил ребят помочь подтянуть осветительный кабель. Те с восторгом взялись за работу, и вот уже кабель дотянут до цели – мощных осветительных прожекторов, установленных в зале Рисунков.

Там уже был и Отто Николаевич: подсвечивая себе сразу двумя фонариками, он изучал стену хода, ведущего в зал со стороны главного входа. Именно на этой стене и были обнаружены изображения мамонтов и носорогов, сделанные человеком времен палеолита. Над этими рисунками сейчас и священнодействовал профессор – в руках его мелькала то мягкая кисточка, то ватный тампон. Как оказалось, он придавал рисункам более четкий вид, чтобы они лучше запечатлелись на пленке. Вокруг сновали осветители, устанавливающие огромные, метрового диаметра, прожектора, но Бадер не обращал на них внимания, поглощенный работой.

Мы не слышали, каким образом режиссером была дана команда «Свет!», – просто вдруг ослепительное сияние залило все пространство огромного зала Рисунков. Такого эта пещера не видела никогда!

В кинофильмах, снятых на цветную пленку, пещеры всегда выглядят краше. Как правило, этому помогает дополнительное цветовое освещение, дающее нужную для зрителя цветовую гамму. Мы же увидели пещеру Шульган-Таш не в подкрашенном, а в естественном виде. Она оказалась однообразно серой, местами закопченной, но тем не менее грандиозной.

Вдруг раздался взрыв – лопнула киловаттная осветительная лампа. В то время для освещения использовались большие, так называемые перекальные лампы с вольфрамовой нитью: капля воды, упавшая с потолка пещеры на раскаленную лампу, вызвала ее взрыв. А потом погасли и остальные – только глазки карманных фонариков разгоняли мрак.

– Ну вот, опять наш «лихтваген» на отдых пошел, – уныло заговорили осветители.

Оказывается, электростанция работала в определенном режиме, требуя через каждые полтора-два часа своей работы перерыва для охлаждения генератора. Так, с определенными промежутками, работали все – и киношники, и археологи.

Когда идешь по пещере, то кажется, что на тебя давят со всех сторон темнота и абсолютная тишина. Что стены совсем рядом, а головой вот-вот упрешься в потолок. На самом же деле все иначе. Попав в огромный зал Рисунков, убеждаешься, что до стен пещеры более 10 метров, а до потолка луч света от фонарика едва ли дотянется.

…Рядом с экспедицией Бадера мы пробыли несколько дней. А экспедиция «выдавала» на-гора одно открытие за другим – во многом благодаря прекрасному освещению, которое обеспечили киношники.

Кинооператоры тем временем занимались своим делом – проводили двойную съемку пещерных рисунков: вначале снимали их до расчистки, а затем после нее. В киносъемке существует правило: длительность статичного, неподвижного кадра не должна превышать 5–6 секунд. Именно это время дает возможность зрителю визуально осознать увиденное на экране, «выстроить зрительный ряд». Поэтому кадры снимаемого фильма строились с крупными планами движущихся рук, глаз, фрагментов ранее выявленных древних рисунков, исполненных первобытными художниками красной охрой, замешанной на животном клее. И вдруг в тишине «павильона» раздался восторженный вскрик: «Это не носорог, это бизон!» Так произошло «открытие» изображения четвертого по счету животного, «обитающего» в этой пещерной картинной галерее. До этого момента в зале Рисунков были обнаружены рисунки лишь трех животных – мамонта, лошади и носорога. Теперь же появился бизон – классический персонаж палеолитической живописи. Именно с изображения этого животного, найденного почти сто лет тому назад археологом-любителем Марселино Саутуола на стенах пещеры Альтамира в Северной Испании, начались поиски подобных рисунков в других пещерах мира. А помогла арехологу в этом… дочка. Пока отец исследовал пол пещеры, шестилетняя Мария в свете факела увидела на потолке красные фигуры бизонов. «Папа, смотри, быки!» – воскликнула удивленная девочка.

Наскальные рисунки встречаются и на скалах нагорья Ахаггар, почти в центре пустыни Сахара, и на засушливых просторах Австралии, в других местах. Рисунков, оставленных человеком каменного века и достоверно идентифицированных по времени их происхождения, на нашей планете не так уж много. Поэтому так велико значение каждого из них, к тому же найденного археологом, чье имя не вызывает сомнений у мировой научной элиты и общественности.

Интересны и другие факты обнаружения наскальных рисунков в других странах и частях света, притом происшедших совсем недавно.

Так, 18 декабря 1994 года три друга, бродившие в горах юго-западной Франции, наткнулись на небольшой вход в пещеру. На стенах друзья обнаружили более трехсот наскальных рисунков, запечатлевших давно вымерших существ. Как оказалось впоследствии, обнаруженная ими пещера, получившая имя Шове, является самой древней хранительницей «пещерной живописи», ибо возраст рисунков – более 30 тысяч лет. На полу пещеры под слоем нетронутой более 25 тысяч лет пыли ученые обнаружили следы древних танцев. В другом месте пещеры возвышалась каменная глыба с водруженным на нее черепом медведя. Вполне возможно, что здесь было место поклонения богам. Там же был обнаружен рисунок получеловека-полубизона. Вероятно, он мог служить религиозным атрибутом. Но можно предположить, что пещера Шове была местом шаманства.

…На следующий день археологи Бадера обнаружили под свежим слоем грязи, оставленной современными «неандертальцами», еще одного бизона. Он был меньших размеров и «приютился» чуть ниже найденного тут же своего собрата-мамонта. Кстати, рисунков мамонтов в пещере было обнаружено уже восемь, причем последние три были найдены благодаря мощным юпитерам. По заключению Отто Николаевича, обнаруженное изображение мамонта является самым маленьким из уже известных рисунков, – находится оно в нижнем ярусе пещерных рисунков, и, вероятно, это самые древние изображения во всей пещере.

– Раз пошли открытия, – сказал Бадер, – то добавлю, что мне удалось по пятнышкам на первом этаже «собрать» рисунок. В это трудно поверить, но там изображена лошадь, которую я обвел углем. Теперь нет никаких сомнений: рисунки животных на «втором этаже» и условные фигуры на первом нанесены на стены примерно в одно время.

В те дни Бадеру исполнялось семьдесят, но он из-за такого научного везения пещеру решил не покидать.

– Ни одному юбиляру еще не дарили мамонтов. Как я могу отказаться от такого дара? – весело пошутил он.

Так киноэкспедиция оказала неоценимую услугу археологической науке. Снимая интерьеры «первого этажа» пещеры, удалось обнаружить еще три новых изображения: большое расплывчатое красное пятно и два четких условных рисунка в виде перевернутых трапеций. На той же стене удалось распознать форму еще одного большого и смутного изображения. Часть изображений нашли киношники, а исследовал их О. Бадер в следующем году.

Когда начали исследовать стену вокруг найденного красного пятнышка размером с копеечную монету, обнаружилась композиция из двух ярко-красных мамонтов и двух условных знаков.

На нижнем этаже были известны только схематические рисунки, теперь к ним прибавились еще четыре изображения животных вперемежку с новыми условными знаками. Окончательно развеялось сомнение в том, что реалистические и условные изображения представляют собой единое целое, что соединены эти изображения не случайно, а именно так и задуманы.

Отто Николаевич Бадер оставил после себя значительный след в археологии. Исследования рисунков в пещере Шульган-Таш (Каповой из-за обилия различных по форме и размеру натечных образований, а также водной капели на потолке ее назвал известный русский ученый Петр Иванович Рычков, который в 1760 году первым произвел ее описание) среди его научного наследия занимают особое место.

В 20–30-х годах в этой пещере работал профессор-геолог Георгий Вахрушев. Им были обнаружены древние предметы, в том числе резные доски. Часть их ученый оставил на месте, а другую передал в фонд краеведческого музея, откуда они впоследствии исчезли.

Первый рисунок, найденный здесь в 1959 году Александром Рюминым, вошел в историю мировой науки как «Лошадь Рюмина». После своей находки Рюмин сделал в Институте археологии АН СССР доклад, который разрушил сложившийся стереотип – так называемую «концепцию Франко-Контабрийской области», утверждавшую, что такие рисунки возможно встретить лишь в пещерах на границе Испании и Франции.

Отто Бадер умер в 1978 году. За свою жизнь он провел более двухсот научных экспедиций. Ходил по совершенно безлюдным местам в поисках следов людей эпохи палеолита и бронзы, проводил раскопки силами сотен студентов и научных работников. Начиная с 1960 года им проведен ряд исследований рисунков пещеры Шульган-Таш и сделано сенсационное сообщение о принадлежности их к эпохе палеолита.

В 1982 году по инициативе академика Бориса Рыбакова была организована постоянно действующая комплексная Южно-Уральская экспедиция, работавшая в пещере. Ее возглавил молодой ленинградский ученый Вячеслав Щелинский, который обнаружил в пещере Шульган-Таш культурный слой эпохи создания рисунков.

В настоящее время Всероссийским геологическим институтом Санкт-Петербурга, Эрмитажем и Главным управлением государственной охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия при Министерстве культуры и национальной политики РБ разработана совместная программа по спасению шедевров, к которым отнесена и наша поруганная «горе-туристами» пещера Шульган-Таш.

 

Можно без преувеличения сказать, что пещера Шульган-Таш (Капова) – одна из самых достопримечательных пещер не только России, но и бывшего Советского Союза. Она не только имеет протяженность ходов, одну из самых больших среди пещер Урала (более 3500 метров), – с ней еще и связан древнейший эпос башкир, «Урал-батыр». Это одна из немногих пещер мира, имеющая древние наскальные рисунки каменного века.

Интересных пещер в Росси и СНГ много. Их только в нашей республике более 600. Но нет ни одной с рисунками древних людей, «картинной галереей», представляющей искусство живописи эпохи палеолита.

Богатое «убранство» пещеры можно представить хотя бы по названиям ее залов. Взять, например, зал Хаоса, упомянутый в записях 1770 года исследователем Иваном Лепехиным, русским путешественником и натуралистом, академиком Петербургской Академии наук. Он являлся руководителем экспедиции по Поволжью и Уралу, именно он после Рычкова описывал Капову пещеру, был в зале Хаоса, поднимался по ходу, который тянулся на четыреста метров, но которого сегодня уже нет. Поражают размеры зала Рисунков: ширина 40 метров, высота купола, усеянного сталактитами самых разных форм, – 26 метров. Но главное его украшение – конечно, сами рисунки на восточной стороне. Бриллиантовый зал описан в 1923 году первым спелеологом нашей республики, геологом, профессором Георгием Вахрушевым. Название зал получил благодаря множеству усеивающих его купол тонких прозрачных сталактитов трубчатой формы, отражающих свет. Здесь, как и в Арочном зале, Вахрушев обнаружил интересное явление – свечение кальцита. Для выявления этого эффекта надо предварительно закрыть глаза, а затем осветить свод пещеры ярким светом фотовспышки. После чего, открыв глаза, в течение нескольких секунд можно наблюдать голубоватое свечение покрытых кальцитом стен. Чем ярче вспышка, тем дольше продолжается свечение.

Удивительна красота подземного мира пещер. Удивительные творения создает и хранит природа в подземном царстве царя Плутона. На протяжении тысячелетий капля за каплей создает она каменную сказку, охранять которую обязан каждый из нас.

Предыдущая часть
Автор:Вадим МАРУШИН
Читайте нас: