В Башкортостане сохранились некоторые подлинные документы (сулпы и кумбазы) с текстами фетв манихейских священнослужителей и именами авторов этих фетв. Ниже перечислена часть из них.
Первый документ – фетва Мани. Письменность манихейская. Браслет найден в селе Урген Зианчуринского района Сами Сахиулловичем Зианбердиным. Хранится в частной коллекции (см. фото 5).
Там написано – «От чистого сердца вечный подарок – это откровение».
Второй документ – фетва Инная. Письменность брахми. Кумбаз найден в селе Урген Зианчуринского района. Экспонат школьного музея села (см. фото 6).
Текст гласит – «Похвалы от нового Бога принявшим его. Иннай великий».
Третий документ – фетва Аврелия Августина (кумбаз). Найден этот документ жителем села Исянгулово Зианчуринского района Рамазаном Хамзиевичем Мурзабаевым в своем подворье. Письменность брахми. Частная коллекция (см. фото 7).
Читаем следующее высказывание – «Бог вечно юное тело. Находящийся выше Инная папа (Римский)».
Четвертый документ – нотная книга села Абзаново Зианчуринского района (такие книги в Башкортостане имеются в огромном количестве) в форме сулпы (сулпа – круглая металлическая пластинка, элемент украшения женской одежды). Нашел ее Закий Янбулатов. Нотное письмо «Донгри миhасул лясин». Частная коллекция.
По ознакомлению только с документами иудаизма, манихеизма и несторианства мы видим, что уже в те времена утвердились основные постулаты веры в Бога, которые приняты и в исламе – «Ла аллаh ала Аллаh\\ Нет Бога кроме Бога» и «Наби расул Аллаh\\ Пророки посланники Бога».
Из других документов манехеизма, которые найдены в нашей республике, представляют определенный исторический интерес следующие:
1. Брахмиписьменная эпитафия села Кизги Архангельского района. Фото 8.
Транскрипция – «Гасапhа умаюта маттрака»; глоссарий – «(Унынг) кэсебе (hэм) йыуанысы (улуг) майтрия», перевод – «Его предназначение и его последнее пристанище – Всевышний».
2. Брахмиписьменная каменная печать основателя Тюркского каганата кагана Баламира, которая найдена в Илишевском районе.
Транскрипция – «Ла наепhа шайhа мадhадhа… Уудhадhа сача нападаиша hагана Балаемар»; глоссарий – «Набие hэм шэйхе Мадхизынг… Вэ дады Шаш калаhынынг янгы батша Баламир каган», перевод – «Наместник шейха, осуществляющего правосудие и претворяющего его в жизнь… Завоеватель (города, государства) Шаша, новый царь каган Баламир».
3. Брахмиписьменный географический указатель, найденный на восточных отрогах сырта Узункыр, на границе Башкортостана и Челябинской области, в Учалинском районе. Фото 9.
Транскрипция – «Сапhабhаа»; глоссарий – «Сапба», перевод – «искусственная тень; навес; место отдыха».
Что же, собственно, может представлять собой эта религиозно-философская система – манехеизм? Реконструкция учения Мани основывается как на первоисточниках, так и на сведениях авторов антиманихейской направленности. У последних вероучение изложено систематично и сжато. Как гласит «Краткое изложение учения Мани Будды света», «изначально различаются два начала. Тот, кто стремится уйти от мира, должен знать о Свете и Мраке как о двух началах», сущности которых полностью отличны друг от друга. Далее, он должен знать, что существует три периода: изначальный, средний и грядущий. Итак, космическая «драма» с участием двух начал разыгрывается в рамках трех этих времен.
Структура манихейской общины такова: верующие делятся на две категории – «избранники» или «кук суяк\\голубая кость», выбираемые в руководители манихейской церкви и государств, и «слушатели» или «нагисак; ачитучи», составляющие основное ядро верующих.
Манихейская иерархия такова: во главе церкви стоит Учитель (ученик Мани). Затем идут 12 апостолов, 72 епископа, 360 старейшин («пресвитеров»). И, наконец, «слушатели», рядовые верующие. «Избранники» исполняли роль «божественных посредников». Они отправляли таинства, следили за выполнением предписанных заповедей, тогда как «слушатели» «обслуживали» их. После смерти, по представлениям манихеев, души «избранников» сразу вознесутся в Область Света и займут там должное место в почете и славе, а души «слушателей» вынуждены будут
пройти круг реинкарнации. То есть воплотившись сначала в тела животных, а затем – растений, и только потом – в тела «избранников».
С учетом вышеизложенного очевидно, что манихейство на территории Башкортостана представляло собой особый феномен, оказавший, по нашему мнению, заметное влияние на общественную и религиозную жизнь населения, хотя с общепринятой точки зрения на подобную роль могут претендовать только три религии: христианство, ислам, иудаизм.