От горы Саит-тау до предгорья Алатау. Часть вторая
Все новости
МЕМУАРЫ
23 Июля , 10:43

Радик Гареев в воспоминаниях. Часть первая

Главы из книги «Печаль моя светла»*

Я отдаю дань памяти замечательному человеку – Радику Гарееву, народному артисту России, талантливому певцу и моему другу.

К огромному сожалению, Радик ушёл из жизни, когда ему было всего 40 лет! Я предлагаю вам главу для книги воспоминаний о Радике «Печаль моя светла...», которую я написал вскоре после его ухода.

Здесь же вы можете посмотреть некоторые фотографии и слайды, сделанные мной в те годы.

В самом конце я поместил случайно сохранившуюся аудиозапись моей песни «Музыка глаз твоих» на слова Джемса Паттерсона (см. на сайте автора). К сожалению, эту работу мы с Радиком не завершили, и данная запись является «рабочей», т. е. сделана во время репетиции.

 

1

В последние годы мы виделись редко. Пришло новое время – все стали независимыми, разбежались по своим углам, навыбирали президентов и стали “самоокупаться”.

Театрализованное кинопредставление Союза кинематографистов СССР «Товарищ кино» не вписалось в новые экономические условия и прекратило своё существование.

“Последняя гастроль” состоялась, дай бог памяти, в декабре 1988 года в городе Кургане.

Завершив последнее представление, “боевой костяк” постоянных участников, в том числе и Радик Гареев, собрался в одном из холодных “люксов” задрипанного курганского отеля и в торжественно-грустной обстановке были распиты несколько бутылок местной шипучей кислятины с гордым названием «Советское шампанское».

И всё. Мы разъехались. Кто в Москву, кто в Ленинград, кто в Кишинёв, а Радик – в Уфу. Вот так закончилась эпоха «Товарищ кино».

А начиналось всё так.

Театрализованное кинопредставление «Товарищ кино» было создано в Бюро пропаганды советского киноискусства Союза кинематографистов СССР в начале 60-х и просуществовало почти 25 лет! В нём выступали все самые знаменитые артисты советского кино. Для каждого актёра были созданы специальные концертные номера на основе их популярных киноролей, смонтирован киноролик, написаны музыка, стихи, а иногда даже и сшит костюм.

На сцену прямо с огромного киноэкрана выходил ваш любимый киноартист. Боже мой, сколько было радости, как восторженно встречала публика своего кумира! А что творилось в зале, когда на сцену со своей знаменитой песней «Три танкиста» выходил сам Николай Афанасьевич Крючков! Люди вставали, плакали и улыбались, и неистовыми аплодисментами не давали артисту начать своё выступление! А по завершении долго не отпускали со сцены.

Я каждый раз был свидетелем этого триумфа, ибо имел счастье в течение нескольких лет выходить на сцену вместе с великим артистом в качестве его “личного баяниста”.

У меня сохранилась видеозапись от 18 октября 1988 года, сделанная в Государственном центральном концертном зале «Россия». Это одно из последних выступлений Николая Афанасьевича.

Если кликните сюда, то можете увидеть эти уникальные кадры.

Нет, я не отвлекаюсь, я не забыл, что пишу о Радике. Просто, уважаемый читатель, я хочу, чтобы Вы яснее представили себе ту атмосферу и то время, когда Радик появился в этой уникальной программе.

И большое Вам спасибо, что читаете эту книгу. Значит, Вы помните Радика...

Дожил, пишу воспоминания о Радике! Ах, Радик, Радик...

Я пришёл в Бюро пропаганды советского киноискусства Союза кинематографистов СССР на должность старшего музыкального редактора в 1979 году. Одной из основных моих обязанностей было и музыкальное руководство театрализованным кинопредставлением «Товарищ кино». Это было достаточно большое и хлопотное “хозяйство”. Я должен был привлекать в программу известных певцов, композиторов, музыкантов; “вылавливать” из новых фильмов новую музыку и поющих киноактёров; отвечать за оркестр «Товарищ кино» (дирижёр К. Кримец); готовить весь нотный материал, подбирать репертуар, изготавливать и монтировать магнитные фонограммы; принимать участие в создании новых номеров и проводить все репетиции и т. д. А если одним словом, то всё, что касалось музыки и звука в представлении, – это была моя “епархия”. А ещё во время представления я сидел за пультом в качестве звукорежиссёра и управлял всеми микрофонами, фонограммами и кинозвуком.

С каким волнением и трепетом входил я в этот волшебный мир!

Ведь я не москвич, я приехал из Луганска всего три года назад – “покорять первопрестольную”. И вот сейчас, уму непостижимо, я являюсь музыкальным руководителем такого грандиозного кинодейства! И все мои любимые артисты – вот они, “живые”!

Николай Крючков, Всеволод Санаев, Лидия Смирнова, Марина Ладынина, Нонна Мордюкова, Евгений Матвеев, Зиновий Гердт, Анатолий Ромашин, Владимир Этуш, Ирина Скобцева, Олег Стриженов, Андрей Миронов, Лариса Голубкина, Маргарита Володина, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Даниил Сагал, Георгий Штиль, Владимир Ивашов, Георгий Вицин, Сергей Никоненко, Николай Олялин, Алла Ларионова, Николай Рыбников, Наталья Фатеева, Александр Филиппенко, Лариса Лужина, Наталья Аринбасарова, Юрий Медведев, Арчил Гомиашвили, Нина Ургант, Валентина Талызина, Михаил Светин, Людмила Хитяева, Клара Румянова, Надежда Румянцева, Олег Анофриев, Эммануил Виторган, Валентина Титова, Наталья Гундарева, Любовь Полищук, Евгений Жариков, Наталья Гвоздикова, Галина Яцкина, Светлана Тома, Ольга Битюкова, Кирил Столяров!

Композиторы – Арно Бабаджанян, Ян Френкель, Никита Богословский, Марк Фрадкин, Андрей Петров, Евгений Дога, Вениамин Баснер, Юрий Саульский, Максим Дунаевский, Александр Журбин, Станислав Пожлаков, Анатолий Кролл!

Певцы – Ермек Серкебаев, Владимир Мальченко, Олег Ухналёв, Эдуард Лабковский, Владислав Кононов, Евгений Головин, Лариса Долина, Лариса Кандалова, Марина Гольцева, Роксана Бабаян!

Звёзды балета – Малика Сабирова, Музафар Бурханов, Марис Лиепа, Махмуд Эсамбаев, Сергей Радченко!

Спортивный комментатор, актёр Николай Озеров!

И я, я с ними провожу репетиции, сижу рядом в самолёте, автобусе, жую бутерброды в актёрском буфете, разговариваю о жизни, “травлю” анекдоты и даже выхожу на сцену перед тысячами зрителей!

И представьте, какую радость людям доставляли эти замечательные актёры, когда выходили на сцену в море света и музыки, красивые, подтянутые и безумно счастливые, что их так любит зритель. Зачарованный зал смеялся, плакал, подпевал, взрывался аплодисментами и никто даже не замечал, что представление-то длилось больше 3-х часов!

Мы побывали в десятках городов – Киев, Минск, Кишинёв, Ташкент, Душанбе, Алма-Ата, Таллин, Вильнюс, Ростов-на-Дону, Сочи, Томск, Красноярск, Хабаровск, Владивосток, Челябинск и во многих других. Конечно, чаще всего мы выступали в Москве и Ленинграде.

Приезд в город такого мощного кинодесанта превращался в настоящий праздник! Дворцы спорта, где проходили кинопредставления, бурлили возбуждённой публикой. В кинотеатрах города шли премьеры новых фильмов, которые мы привозили с собой, и творческие встречи с их создателями. Днём, до начала вечерних представлений, встречи с актёрами проходили на предприятиях города. Весь город был заклеен плакатами с фотографиями мастеров экрана.

Здорово было! Увы, сейчас такого нет! А жаль!

В 1979 году главный режиссёр этого кинопредставления Юрий Николаевич Левицкий задумал сделать новую программу и целиком посвятить её музыке в кино. Таким образом, представление превращалось в музыкальное со всеми вытекающими последствиями:

почти все актёры должны были петь;

увеличивался состав оркестра;

создавались вокальная и балетная группы;

должны были участвовать именитые композиторы, пишущие музыку для кино;

потребовалось увеличить количество высококлассных певцов для исполнения песен.

Я стал активно искать свежие музыкальные силы. Разговаривал с коллегами – музыкальными редакторами телевидения и радио, с друзьями-музыкантами, композиторами. Выспрашивал, не появилось ли на нашем музыкальном небосклоне что-нибудь молодое и яркое.

Тогда ещё в Москве устраивались большие гала-концерты и праздничные программы, в которых принимали участие артисты разных жанров. Я ходил по этим концертам, пересмотрел множество. Но в них, как правило, выступали одни и те же знакомые всем имена, а если и появлялся кто-нибудь “свеженький”, то не производил на меня должного впечатления.

Нужно сказать, что попасть в «Товарищ кино», было совсем непросто. Уровень мастерства и известности актёров нашего представления был достаточно высок (вспомните вышеперечисленные имена) и поэтому, не каждый мог рассчитывать выйти на сцену в такой “компании”. Несмотря на то, что состав труппы был непостоянным, всё-таки у нас сложился коллектив, который не всех принимал в свои ряды. Бывали случаи, когда хорошие и известные актёры, отработав пару поездок, больше в программу не приглашались – не прижились!

Продолжение следует…

_______

* Составитель книги «Печаль моя светла…» Альда Валеева

 

Источник: https://www.ray-na-zemle-positano.com/gareev_1.htm

Использованы фотоматериалы из семейного архива, архива музея Башкирского государственного театра оперы и балета

 

Автор:Владимир КАМОЛИКОВ
Читайте нас: