Aliis inserviendo consumo –
Служа другим, сгораю сам.
Латинский афоризм
Aliis inserviendo consumo – «Служа другим, сгораю сам» – эту крылатую латинскую фразу, которую ввел в широкий обиход голландский врач Никольс ван Тульп (1593 – 1674) и которую, как правило, считают девизом деятельности медиков, можно в полной мере применить к жизни и творчеству великого башкирского ученого, казалось бы, далекого от врачебной деятельности – Дамира Жаватовича Валеева: подлинного подвижника гуманитарной науки, яркого политического и общественного деятеля уже ушедшей в прошлое сложной и противоречивой эпохи становления современной государственности России и Башкортостана, чуткого и неравнодушного человека и огромной, светлой и чистой искренней души гуманиста.
Яркий, и я бы даже сказал – звездный, жизненный путь Дамира Жаватовича, столь преждевременно оборвавшийся в мае 2002 года, начался 2 января 1940 года в деревне Итбаево Аргаяшского района Челябинской области. Дамир Валеев – этот великий сын башкирского народа, всегда помнил о своих корнях, гордился ими, и пронес через всю жизнь искренне неподдельное чувство сопричастности своей личной индивидуальной судьбы с судьбой своей малой родины и своих земляков. Это, порой иногда граничащее даже с болью, чувство, вызванное непростой и порой драматической судьбой аргаяшских башкир, прошло красной нитью через его творчество.
Жизнь Дамира Валеева, которую Википедия уложила в сухие статистические данные стандартной биографии ученого: родился, учился, работал, основные научные труды – уже сама по себе представляет интерес и для краеведов и для историков науки и для литераторов. На ее основании можно было бы защитить несколько диссертаций, написать и научные монографии и литературно-художественные произведения. Необычайна сама по себе его судьба: начав свою трудовую биографию в качестве учащегося ремесленного, как говорили в те годы, техникума, и механика на Аргаяшской ТЭЦ и Челябинском заводе им С. Орджоникидзе, он достиг вершин именно в сфере гуманитарной, научной и общественно-политической. Как знать, возможно, сложись его судьба несколько иначе, и мы имели бы перед собой судьбу не менее яркую, но в качестве ведущего авторитетного крупного инженера или директора большого промышленного предприятия. Из него мог бы получиться ярчайший и очень видный юрист и правовед, каковым он и должен был бы стать, будучи выпускником Свердловского юридического института. То, что Дамир Жаватович не оставался бы в рядовых, не вызывает никаких сомнений – настолько грандиозен был масштаб его незаурядной, не постесняюсь этого слова, – воистину гениальной яркой личности, настолько колоссален был потенциал его кипучей энергии, его воли, целеустремленности и его могучего интеллекта. Но судьба распорядилась иначе, подарив нам того, кого мы знаем, помним, чтим и любим: академика и государственного деятеля нашей республики Дамира Валеева.
Выпускник техникума, простой деревенский паренек из Аргаяша стал академиком, и не только членом-корреспондентом Академии наук Республики Башкортостан, но и одним из ее отцов-основателей, вошел в состав рабочей комиссии по написанию Конституции Российской Федерации, с 1994 года Дамир Жаватович – член Президентского Совета Республики Башкортостан, с 1995 г. – член бюро Исполкома Всемирного курултая башкир. Дамир Жаватович запомнился нам и как ученый и как организатор науки и как яркий деятель неоднозначного времени вошедшего в историю под именем «перестройки».
И, всё-таки, в первую и главную очередь, Дамир Жаватович Валеев – это – несомненно, крупнейший и ярчайший ученый, крупномасштабный деятель науки гуманитарной и философской, культуролог, философ, историк и краевед.
В одной из своих предыдущих статей, которую автор данной статьи посвятил жизни и деятельности Д. Ж. Валеева, было уже упомянуто о том широком и фундаментальном вкладе, который был внесен им в создание такого ценного раздела философско-гуманитарной науки, к сожалению, ныне незаслуженно преданного забвению, как наука об этике и морали [1].
Серьезного внимания заслуживает его один из первых фундаментальных трудов, посвященных науке о морали: монография «Происхождение морали» [2]. В этой своей работе Д. Ж. Валеев, не выходя в целом из общепринятых на тот исторический момент канонов марксистско-ленинской философской школы, выдвигает ряд тезисов, которые не только новы, необычны для ортодоксального марксизма, но даже в чем-то и революционны по сравнению с ним. Так, несомненно, заслуживает внимание тот факт, что в качестве одного из краеугольных камней своей этическо-философской концепции ученый выдвигает философскую категорию добра и, изучая данную проблему, делает акцент на том, что понятие добра – это одно из древнейших представлений человека в его аксиологических представлениях о мире и мироздании. Говоря о добре, Д. Ж. Валеев, опираясь, в первую очередь на материалы древнего эпоса, делает вывод о том, что с древнейших времен для человека эта категория столь же незыблема, сколь незыблема для любого ортодоксального марксиста-ленинца категория материи: «Добро… существует вечно, оно никем не сотворено и имеет естественное происхождение» [2, с. 14 ].
Касаясь проблемы происхождения моральных категорий добра и зла, Дамир Жавтович Валеев указывает на то, что обе эти категории происходят из осознанной еще на самых ранних стадиях антропосоциогенеза (комплексного процесса становления современного человека во всех его ипостасях) необходимости коллективной жизни человеческого сообщества и свойственного нашим древнейшим предкам чувства взаимопомощи: «Норма взаимной помощи с самого начала человеческой истории была связана с дихотомией «добра» и «зла»<…> Взаимная помощь расценивалась как «добро», противоположное расценивалось как «зло». Функционирование нормы взаимопомощи обязательно должно было вызвать к жизни не только представления о добре и зле, но и о долге, ибо взаимная помощь не только оценивалась как добро, но и выступала как выражение должного поведения» [2, с. 163]. Развивая свою концепцию, Д. Ж. Валеев, который, будучи, как уже упоминалось выше, по базовому образованию юристом, подвергает критике наиболее важную с точки зрения правоведения «запретительную» функцию. Здесь он в качестве главной антитезы запретительству в таком важнейшем деле как воспитание подрастающего поведения, выдвигает важность морально-этического воспитания: «нравственное воспитание <…> не может быть ориентировано только на запреты, на «нельзя», ибо это убивает инициативу, «сковывает» мысль фомирующейся личности… Активная жизненная позиция не может быть выработана, если человек ориентирован только на запреты» [2, с. 164].
Дамир Жаватович Валеев, которого мы можем смело поставить в один ряд с самыми выдающимися «великими моралистами» и не менее великими педагогами, таким образом, подвергает критике главную ценность авторитарного общества: ориентированность на запреты, смело заявляет о необходимости и важности воспитания свободной и в то же время – высокоморальной личности.
«Взаимопомощь», «добро», «коллективизм» и одновременно – необходимость развития свободной личности: это те категории, о которых мы за последние два-три десятилетия достаточно прочно успели подзабыть, а последняя категория, т. е. «свободная личность» подверглась невероятной девальвации и искажению под напором хлынувших в нашу страну в годы перестройки и постперестроечные годы с Запада квазинаучных теорий и ложных ценностей консьюмеризма и социального эгоизма, в результате чего мы получили в качестве современной личность во многом не свободную, а анархичную, глубоко бездуховную, лишенную практически всех морально-нравственных ориентиров, направленную на удовлетворение сугубо узкокорыстных, эгоистических и даже зоологических в своей основе интересов. Согласитесь, сделанные еще на заре восьмидесятых годов прошлого столетия выводы башкирского ученого, как нельзя более актуальны сейчас, для переживаемого российским обществом непростого исторического этапа, когда все наши силы мы должны направить на формирование подрастающего поколения в духе высокой нравственности, чувства долга, патриотизма, взаимной поддержки перед лицом угроз и вызовов современности.
Один из создателей современной теории о морали, Дамир Жаватович Валеев, доказывал приоритеты морального и высокодуховного поведения, соблюдения нравственных и этических норм не только в своих трудах, но и своими жизненными поступками. Он не терпел фальшь, ложь и ханжество, сурово осуждал алчность, стяжательство и эгоизм и доказывал это на личном примере, даже в мелочах. Никогда не забуду один из, казалось бы, незначительных эпизодов своей аспирантской карьеры у Дамира Жаватовича, когда автор данных строк совместно с другими его учениками решили поздравить своего учителя и научного руководителя с Новым годом и поднести ему скромный гостинец к праздничному столу (из совершенно искренних и благодарных побуждений): он не только с негодованием отверг предлагаемый ему «кустанас», но и сурово отругал нас. Мелкая, казалось бы, деталь, но сколь необычна она для того времени середины девяностых! Дамир Жаватович был подлинным бессребреником. Автор настоящей статьи имел честь побывать в гостях у своего учителя и может засвидетельствовать: главной ценностью в доме большого ученого и видного общественно-политического деятеля, одного из отцов республиканской Академии наук и одного из творцов сразу двух конституций, были только книги. Материальное не имело для него значения, Дамир Жаватович был скромен в быту и в повседневности, но необычайно щедр и богат духовно.
Крупнейшего ученого и государственного деятеля, о безвременном уходе которого из жизни, мы, его ученики, до сих пор скорбим, по праву можно назвать настоящим мудрецом, истинным аксакалом, подлинным культурным и без преувеличения – эпическим героем башкирского народа. Память о Дамире Жаватовиче жива в сердцах его соотечественников. Не случайно в феврале 2017 года, по результатам голосования в рамках общереспубликанского телепроекта (опроса), Дамир Жаватович Валеев вошел в список «100 имен Башкортостана», куда включены имена людей, внесших важнейший вклад в развитие нашей республики [3].
Великий сын своего народа, великий гражданин республики и всей России, яркий деятель пережитой нами сложной и противоречивой исторической эпохи, крупнейший ученый и организатор науки, безусловно, заслуживает увековечивания памяти о нем. Он достоин не только мемориальных плит – и на жилом доме на ул. Аксакова, в котором прошли последние годы его жизни, и в здании Уфимского федерального исследовательского центра РАН на проспекте Октября, но и того, чтобы одна из новых улиц нашей прекрасной столицы была названа его именем, а на одной из площадей нашего города был установлен памятник в его честь. Хотя, безусловно, великий философ и ученый Дамир Жаватович Валеев нерукотворный и самый ценный памятник воздвиг себе уже при своей жизни – и это его выдающиеся фундаментальные труды.
Литература: