Глава 9
ЗАВЕРШЕНИЕ
Готовлю окончательный доклад по результатам похода и техническому состоянию корабля командующему флотилией для отправки в вышестоящие инстанции. Представил отчет вице-адмиралу Е. Д. Чернову. Уточнив кое-какие детали, он интересуется, как себя чувствую физически после похода.
Отвечаю:
– Все отлично.
Он хитро смотрит и понимает, что говорю не всю правду. А я сам не понимаю, почему так ответил. Общеизвестный факт: после длительного пребывания в море практически у всех участников похода некоторое время чувствуется боль в сухожилиях голеностопного сустава. Но вернувшимся, да еще успешно выполнившим поставленные задачи, первое время все прощается. Служба продолжается. Прошлый поход, как ни обидно, через неделю уже становится историей и отодвигается текущими делами.
Сдали на базу все запасы, оружие – в ремонтно-торпедную базу, а корабль, который начал источать запах гниющих морских моллюсков и растительности, попавших в межкорпусное пространство, передаем экипажу Г. И. Горбунова. Специфический запах появляется где-то через неделю после возвращения из «теплых» морей. Особенно в летний период. В день подписания акта приема-передачи решили провести по пустому кораблю своих детей-школьников. Сын и дочь Георгия (Гоги, как его между собой, по дружески, называли), мой Андрей – учащиеся младших классов. После корабля отправили их на машине домой. Тут же нас вызывает комдив, которому, как оказалось, уже доложили о малолетних визитерах. Высказал нам свои соображения по этому поводу. Более того – в пятницу на подведении итогов за неделю с командирами кораблей и штабом, не называя наши фамилии, красочно описал, как некоторые командиры проводят экскурсии по подводной лодке. Присутствующие, улыбаясь (в основном от радости, что это не их журит комдив), смотрели на нас с Гогой сочувственно.
Получаю указание от замкомдива капитана 1 ранга В. П. Лушина: у статс-пирса ошвартована подводная лодка К-479. Аккумуляторные батареи на исходе, дизель не в строю, на пирсе нет электропитания, надо срочно перешвартовать ее вторым корпусом ко второму пирсу с юга. Мне убыть на борт, подготовиться к перешвартовке и ждать замкомдива, он лично возглавит маневр.
Прибываю на корабль. Делаю запись в журнале центрального поста о вступлении в командование кораблем. Старпом – капитан 3 ранга В. П. Филатов(Впоследствии контр-адмирал, начальник штаба 1-й флотилии подводных лодок). Экипаж готов к перешвартовке. Оперативным дежурным выделено два буксира. Ветер мартовский сильный и прижимной. Ждем замкомдива.
Прождав полчаса, начинаем отход от пирса исключительно силами буксиров. Один из них в носовой части, другой – на корме. Мощный атомоход в этот момент представляет собой простую баржу без винта и ветрил. Начали маневр. Но буксир в одиночку не в состоянии «оторвать» корму подводной лодки от пирса. Приводим все в исходное положение. Меняем тактику. Инструктирую капитанов. Оба буксира дружно оттаскивают корму от пирса, после этого один из них оперативно переходит к носовой части подводной лодки. Маневр получился. Медленно и бережно начали движение. Вижу, по верхней дороге в зону службы радиационной безопасности едет дивизионный «УАЗик». На смотровой площадке Владимир Петрович выходит из машины и наблюдает. А мы в это время швартуемся достаточно ловко и вполне профессионально – мои благодарности и поклон капитанам. Принимаем электропитание с берега. Дело сделано. Доклад оперативному дежурному и замкомдиву. Замечаний нет.
Акцентирую внимание на этом заурядном эпизоде потому, что для меня лично он очень важен. Именно этим переходом на подводной лодке К-479, да еще «неживой», от одного пирса до другого я завершил морскую часть службы в 11-й дивизии 1-й Краснознаменной флотилии Северного флота.
Получив от капитана 1 ранга Владимира Николаевича Ворошнина «лучшую подводную лодку» на флоте с уникальным экипажем, смог не только удержать заданную планку, но приумножить перечень славных дел. Успешно решены все поставленные командованием задачи, мы отличились на всех учениях, в которых участвовали, обе боевые службы выполнены с оценкой «отлично». Этот своеобразный рекорд нельзя превзойти, можно только повторить. Причем командиру в ту пору не было и 34 лет, как и многим моим коллегам-командирам. Экипаж с честью выходил из самых сложных ситуаций в море. Благодаря нашей сплоченности и профессиональному мастерству каждого члена экипажа мы достойно выдержали нелегкие испытания.
В период командования кораблем я незримо ощущал присутствие своих командиров В. С. Макарова и В. Н. Ворошнина, не раз их вспоминал и представлял, как бы они поступили в конкретном случае. Старался сделать тот или другой маневр лучше их, используя приобретенный опыт. При общении с экипажем стремился использовать их подход, основанный на взаимном уважении и добропорядочности. И чувствовал адекватную обратную связь от подчиненных. Наверное, так и должно быть.
Продолжение следует…