Приключения офицера-подводника
Глава 7
Старший помощник командира
Успешно заканчиваю Офицерские классы. Без назначения на должность возвращаюсь в 11-ю дивизию. И получаю из кадров, а главное, от комдива капитана 1 ранга Е. А. Томко указание пройти медицинскую комиссию и отправиться старшим помощником на строящуюся головную подводную лодку К-525 949-го проекта. Опять двадцать пять! Опыт похода по так называемому «кругу» за строившейся подводной лодкой К-429 у меня уже есть. В дивизии дефицит старших помощников, допущенных к самостоятельному управлению кораблем на плавающих подводных лодках. Хотя бы исходя из этого обстоятельства, отправлять меня «на круг» попросту неразумно. Однако этот аргумент вызвал только гнев комдива.
Тоскливо побрел в госпиталь. А там на новые корабли III поколения новая система отбора. Тесты и тесты. Убивает часто встречающийся вопрос:
– Часто ли встаете по ночам по малой нужде?
Ни шатко, ни валко изображаю пациента-кандидата. Хотя твердо знаю, что, пока не прошел медкомиссию и не получил назначение на конкретную должность, финансовое довольствие начисляется мизерное. Такой факт тоже беспокоит.
И тут – о чудо! Встречаю в фойе госпиталя капитана 1 ранга Владимира Николаевича Ворошнина, командира подводной лодки К-452, который проходит ежегодное медобследование для командиров. Он в хорошем настроении, крутит на указательном пальце правой руки связку ключей.
Батыр, а ты что тут делаешь в рабочее время?
Он меня знает по совместной боевой службе на подводной лодке К-302 капитана 1 ранга В. П. Романчука, я ходил с ними третьим штурманом; потом экипажи К-429 и К-302, где Ворошнин был старпомом, располагались на пятом этаже казармы над штабом дивизии.
Излагаю свою горькую историю. Ворошнин:
– Допущен к самостоятельному управлению, есть квартира?
Получив утвердительные ответы, спрашивает:
– Ко мне пойдешь старпомом?
– Конечно!
– Ну иди тогда на корабль.
– А как же комдив?
– Иди на корабль. Я все решу.
Радости моей не было предела. Конечно, Ворошнину этого старался не показывать. К-452 – головная подводная лодка проекта 670М, одна из самых «плавающих» в дивизии. Экипаж – что офицеры, что мичманы – профессионалы высшего класса. В свое время, в первый же выход в море после прибытия в состав дивизии в полигонах боевой подготовки К-452 обнаружила иностранную подводную лодку и удачно навела на нее дежурные противолодочные силы флота. Скорее всего, «иностранная» пыталась подойти поближе, изучить новый советский корабль и проверить его возможности.
Проверила. В условиях мелкого моря наша подводная лодка успешно ее обнаружила и уверенно «удерживала» контакт.
Все-таки удача в жизни много значит. На подводную лодку К-452 я не пошел, а полетел. В очередной раз мое назначение на должность состоялось без участия кадров – а на этот раз даже вопреки воле уважаемых кадров.
Коллектив К-452 проекта 670М представлял собой невероятно сплаванный экипаж на надежной современной материальной части. Основные механизмы были отлажены на подводных лодках 670-го проекта, в котором были учтены и исправлены многие недостатки АПЛ первого поколения. К тому же эти корабли были оснащены очень «умными» твердотопливными противокорабельными крылатыми ракетами средней дальности с подводным стартом. Необходимо отметить, что на подводных лодках проектов 670 и 670М за весь период их эксплуатации не было серьезных аварий и катастроф. Разве что человеческий фактор периодически подводил, доводя дело до аварий и гибели личного состава. С конца 1960-х до конца 1980-х годов именно эти подводные лодки несли тяжелую нагрузку боевых служб и приумножили славу 11-й дивизии. Эстафету от них приняли подводные лодки третьего поколения – замечательные корабли 949-го проекта. Однако их судьба, к сожалению, была отягощена распадом СССР – это не позволило им полноценно реализовать свои боевые возможности. К-452 была головной в серии из шести подводных лодок – усовершенствованный вариант 670-го проекта. Такая же одновальная, с более «умными» и дальнобойными крылатыми ракетами с подводным стартом, два перископа, условия обитания улучшены за счет дополнительного отсека. Нет в моей памяти, на каком проекте подводных лодок нашей флотилии можно было пройти от носа до кормы исключительно по средней палубе. Своеобразный танк Т-34 времен Великой Отечественной войны или штурмовик Су-25.
Экипаж был также уникальный. Прежде всего, первый командир, капитан 2 ранга Борис Анатольевич Осипов, отличный моряк, всей душой болеющий за корабль и личный состав. Многие старожилы вспоминают его как руководителя строгого, иногда казалось, что даже чересчур. Однако сегодня каждый бесконечно благодарен за его уроки, за успешные боевые походы, за авторитет корабля, а значит, и каждого члена экипажа. Его офицеры и мичманы впоследствии стали лучшими специалистами, достигли больших высот на флоте и в гражданской жизни.
При формировании экипажа командир и его заместитель по политической части, капитан 3 ранга Владимир Степанович Борисов подбирали на первичные должности лучших выпускников военно-морских училищ, а на другие должности – самых перспективных молодых офицеров из экипажей подводных лодок дивизии. Тем более в дивизии, в ходе напряженных боевых служб, выросла целая плеяда молодых и опытных подводников. Сама обстановка того времени помогала командованию корабля.
Основной костяк экипажа подводных лодок второго поколения составляют мичманы. В этом тоже повезло. Период формирования экипажа пришелся как раз на первый выпуск Школы техников, которые выпускались в красивом морском воинском звании «мичман». «Школа Горшкова» в шутку ее называли тогда. Такая система подготовки специалистов для подводных лодок была внедрена по решению Главнокомандующего ВМФ Адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова. Новая форма подготовки подводников-профессионалов полностью себя оправдала. Обучение проходило по новым программам и осуществлялось самым серьезным образом. Выпускники получали диплом о среднем техническом образовании. Вот из них для головного корабля и были выбраны лучшие из лучших как в профессиональном, так и в морально-психологическом отношении. Если офицерский состав по объективным причинам подвергался ротации, то мичманский практически без изменений прослужил до вывода корабля из состава Военно-морского флота. Обучение и сколачивание экипажа проходили в Учебном центре, на предприятиях, разрабатывавших новые технические средства и вооружение, а также путем прикомандирования на «плавающие» корабли дивизии. Нельзя не отметить, что командование дивизии всемерно поддерживало инициативы и предложения командира.
Личный состав срочной службы (менее 20 человек), как правило, имел среднетехническое образование. Отбор на службу на кораблях ВМФ, особенно на атомных подводных лодках, был очень серьезный.
Благодаря созидательной деятельности командования, экипаж после получения корабля на судостроительном заводе «Красное Сормово» и проведения заводских и государственных испытаний в Северодвинске практически соответствовал уровню перволинейного. Оставалось только подтвердить это формально.
Получение корабля от судоремонтного предприятия – целая история. Любые компромиссы со стороны командира корабля и его экипажа позволяют заводчанам, как говорится, сэкономить время и деньги. Но с ПЛАРК К-452 этого не случилось. Экипаж, пользуясь статусом головного корабля в серии, сумел не только получить полноценный в техническом плане корабль, но и усовершенствовать за счет предприятия вопросы обитаемости, удобства эксплуатации механизмов.
Будучи старпомом, исполняя обязанности дежурного по дивизии, в ночное время, как положено, посещал с проверкой дежурно-вахтенной службы несколько кораблей дивизии. И, спускаясь в центральный пост каждого из них, в прочной рубке тыкался ногами и руками, нащупывая, на что наступить и за что схватиться. Между тем на К-452 спуск в ЦП происходил плавно и безопасно. Это всегда меня удивляло. Позже при личной встрече в Москве Б. А. Осипов объяснил, что практически все точки соприкосновения в прочной рубке были переставлены с учетом «живого человеческого организма». А на других кораблях все было как на чертежах, которые исполняли далеко не подводники. Ходят легенды о том, как Борис Анатольевич работал с представителями судостроительного завода. Конечно, одному ему было бы трудно противостоять сдатчикам; но весь экипаж был настроен получить корабль, «доведенный» по самым строгим требованиям. В 1977 году капитан 1 ранга Б. А. Осипов был переведен с повышением в другое место службы.
Продолжение следует…