Все новости
МЕМУАРЫ
1 Ноября 2023, 18:00

Дневник ИХТИКА. Часть сороковая

В книгу вошли мысли и дневниковые записки, написанные автором с начала 1990-х годов.

15 марта 2004 г.

Как обычно еду себе в автобусе, сижу у окошка. Кто-то протяжно и уныло во мне поёт: «Мин hине шулай hағындым, hиҙаhең микән шуны?..»1 Вдруг вижу: ты. Идёшь преспокойно по тротуару. Задумчива, но глаза у тебя радостные. Ты смотришь себе под ноги, где тает снег (ведь сегодня такая замечательная погода, что хочется останавливать из-за этого прохожих). Я тоже спокойно смотрю на тебя, не видящую мою идиотскую рожу в окне в нескольких метрах от тебя притормозившего на светофоре автобуса. Я даже не пытаюсь как-то подать тебе сигнала, что эй, посмотри, вот он я, тут; тот, о котором, может быть, ты и думаешь сейчас. Не стучусь монетками в стекло, не лезу отодвигать оттаявшую створку окна, не прошу водителя осуществить экстренное открывание дверей, так как на кону стоит – ни больше ни меньше – жизнь и смерть! Не прошу хотя бы побибикать тебе. Я сижу совсем недвижим, ехидный злодей. Мой автобус начинает набирать скорость и обгонять тебя, плетущуюся. О, боже! Только не смей сейчас поднимать гордо голову и смотреть в мою сторону! Иначе... какая растерянная ты станешь, что так сильно захочется пожалеть тебя, как остановятся твои ботиночки на самом мокром месте. Уф, не заметила. Я довольно улыбаюсь в окошко, вот и Монумент Дружбы между башкирским и русским народами. Лёд на реке ещё не тронулся; он так ослепительно блестит, что все пассажиры отворачиваются в противоположную сторону.

 

25 марта 2004 г.

Видимо, просто окошко открыл покурить в машине, видимо, просто дождь со снегом... Сижу с соплями и тяжёлой головой. Издеваюсь над своим крохотным носовым платочком: то смачно высмаркиваясь в него, тут же суша на батарейке, то снова увлажняю. С каждым разом кусочек ткани становится всё жёстче, пока, наконец, не начинает хрустеть и осыпаться пыльцой, наподобие прозрачных крылышек насекомых или шелухой от высушенных тыквенных семечек. Тогда я кладу платок под включенную лампу, надеваю свою шапочку и выхожу на улицу, набрав воздуха, захожу в аптеку.

Вижу витрины с разными флакончиками и коробочками – жаль, что я не могу сейчас чувствовать лекарственный запах. В аптеке никого нет, я делаю вид знающего, вчитывающегося в названия баночек; аптекарша, в свою очередь, тоже делает вид, что ей всё равно, кто там ходит, держа руки за спиной. Остановившись взглядом на каких-то жгутах и трубках, неожиданно для себя вспоминаю, как в детстве мама брала меня на свои ночные дежурства в больнице. Помню, как гулял один по пустынным коридорам, заходил в тёмные кабинеты, трогал устрашающее гинекологическое кресло. Наконец, подхожу к окошку продавца, где молодая аптекарша поднимает на меня глаза. Я долго смотрю на неё, она тоже ничего не говорит, но не выдерживает и, отвернувшись, расплывается в улыбке на весь рот. Она, наверное, подумала, что мне нужны презервативы или ещё что-нибудь в этом же интимном роде, и что я стесняюсь спросить у неё. Но я спрашиваю "что-нибудь для носа". Она, нисколько не растерявшись, начинает так и сыпать мудрёными длинными названиями препаратов. В конце концов, я выбираю капли отечественного производства в самой неприглядной упаковке.

Ночью лежу и потею, то холодно мне, то жарко; ворочаюсь, заснуть не могу. Пальцам на ногах сразу становится холодно, если начинаешь что-нибудь читать, а перестанешь – согреваются. В темноте лезут ко мне видения из прошлого, какие-то сцены, лица. Вижу, например, себя как бы со стороны, занимающимся сексом, не важно с кем. Голая моя задница так и ходит туда-сюда ходуном старательно. Я пытаюсь как-то всё это обобщить, синтезировать в самое главное, но вижу только себя, уставшего с утра топтать свежевспаханную землю вслед за железным плугом, в который запряжена старая лошадь, что борозды картофельной не портит, но и глубоко не пашет. Пересыпаю из ладони в ладонь чёрные поспелые семена лебеды, сдуваю шелуху.

С каким отношением я просматриваю все эти нескончаемые короткометражные фильмы? Только не с умилением или грустной радостью, без удовлетворения, но с каким-то смутным беспокойством. Сколько ещё в жизни я вылью пережитого. Например, Бродский лежит, не прочтён до конца, и в других городах тоже есть философствующая молодёжь. Возможно ли всем людям, каждому жить, не мешая друг другу, не завися ни от кого?

Но что же делать, как же утешиться? Я подтягиваю свою подушку под себя, бессознательно крепко её стискиваю и целую, почти что по привычке. Не открывая рта, издаю какие-то трогательные звуки, похожие на мяуканье котёнка, сопение медвежонка и ещё чего-то от ежей.

Да кто это там возится на постели, мычит и поводит плечиками, что за слюнявчик?!

– Ну что ты, ну что ты... – Смутно осознаю, что просто так поцелуев не бывает и начинаю перебирать в памяти лица людей, девушек, кто бы мог быть вместо подушки. И когда встают самые достойные, то есть те, которые и должны быть, ибо больше и некому, я отворачиваюсь к стенке в жалком бессилии. Никто не подходит. Это кризис. Мне определённо нужно сходить к психиатру, вот только бы я знал, где их можно найти в этом странном городе. Отныне молодой человек или юная девушка с закрытыми глазами, лежащие в обнимку с подушкой, пусть будут символом. Пусть будет символом и потом твой замечательный выбранный запах духов, на работе, среди этих чужих, бессмысленных и ненужных людей. Но символом чего?

А ведь завтра у меня студенты. Боже мой, если бы они только знали, видели меня сейчас. Ведь я так строг с ними в строгом своём костюме, бездельниками и лентяями. Суровый молодой преподаватель, всегда внимательно слушающий докладчиков и задающий странные вопросы, никак не вяжущиеся с его образом. Меня они страшно уважают, по всей видимости, потому что не понимают. Девицы же в моих группах энергичные и неустанные, вертихвостки и хохотушки на переменах. Прилежные и юморные. И ни одной с грустью в глазах. Постоянно копошатся возле розеток, заряжают свои севшие за ночь смартфоны.

Но чёрт, чем это я тут занимаюсь посреди ночи, сидя на стуле на корточках в трусах перед компьютером. Тем же, чем все эти отвратительные пошляки: суметь заговорить и тронуть, задеть за места, растрогать. Разве получше занятия нет, не нашёл себе? Беспонтовые выкидоны.

Как, совсем никто не готов, что ли? Так-с, раз так – достали все листочки, будем писать сочинение. Медленно вывожу скрипучим мелом на доске тему: «В чём смысл жизни?» Писать можно всё, что хотите и не переживайте, никто кроме меня это не увидит. Лирические отступления допускаются... :-)

Поздно вечером, засидевшись на кафедре, по пустынному университетскому коридору, стараюсь гулкое эхо шагов... Заходит (скрип двери) в аудитории, что-то скребёт на доске, сокровенное и необъяснимое. Вдруг вижу: стоит ведро с водой, рядом прислонённая к стене швабра – видимо, техничкино барахло. Вода прозрачная. Оглянулся на всякий случай – нет ли кого, присел рядом, осторожно погрузил свой палец в тёплую воду. Закрыл глаза, наверное, вспомнил что-то хорошее...

А что было дальше – не так уж важно. Правда, ничего?

 

А вот, когда я вёл семинары по дисциплине «КСЕ» (Концепции современного естествознания), я незаметно записывал всякие оговорки своих студней.

«Между небольшими дисками из меди и цинка он помещал су́конку, смоченную раствором кислоты. Эти приборы мы сейчас называем конденксакторами. Так, в эпоку Средневековья, Ньютон тоже и пространство, и время хотел... Можно Канстанци... Константи... констатировать, что Вселенная – квинтасессия квинтэссенции.

Теории вступили в прямое противоятие. Тезис был сформирован в тракте Людвига Витгенштейна2. Постелируя данное положение, большинство филоских систем промысловатых, т. е. промысловых австралопи́теков представляет собой ограническое единство.

В состоянии равномерного прямолинейного движения, то есть движения без толчков, остановок или витражей (виражей), энергия мира и Промтранс... пранстранссовые координаты стремятся к максимусу. Транс... данс, де́нтал... трансцендентальный дуализм.

Остается только поставить опыт и ответить, наконец, на проклятый вопрос, существует ли эфирный ветер, либо нет.

Говорят, что неевклидова геометрия это такая, которая, типа, имеет положительную кривизну.

«Ш-ш-тс-с-ш... Все не рассказывай, оставь мне! Гульшат, ну ты такая странная, – ты будешь два раза отвечать, а мы тут просто так будем сидеть что ли?» Гульшат гетшальт гештальт-психология3.

Все атомы земли сообща притягивают нас. Электрон образует облако, как бы облакатывающее ядро атома. Электрон при переходе из одного стационарного состояние в другое, испускает фото... да, т. е. фото он4 и равен постоянной планке5.

В качестве премьеры, т. е. примера явлений интерференции и дефартации6 будут выступать... карпук... карпусклю... капсюль... каспуксулярные свойства микрочастицы7 и электромагнитная война, т. е. волна.

Шарль-клон, т. е. Кулон8, Бор и Луи де бройлерный9 произвели глубокий анализ принцессы квантования10. Эн Бор ваще сам был датским физиком.

Этим занялся учебник Платона Аристотель, т. е. ученик учебника, решебник ученика-волшебника, тьфу!!!

В архаичной вредности, т. е. Греции, вместе с умершим клали крепкую обувь, чтобы он мог там ходить. Это все, что вызывало живой, неподелённый, неподдельный интерес в эпоху рессенации, т. е. Ренессанса.

Отход от общеприятного подхода к вакууму, как фундаментальному уровню структуры матери(и) капитоля капитулян континенталь, ох, континуальной картины мира.

Больше по поводу аллахо, алко алхо, алхимии скачать нечего, т. е. сказать ничего, нельзя.

Специально предусмотренный знакомством акт, т. е. законом. Презумпция невинности, э... невиновности. Экспанси́я Курта11, т. е. культа (товарного) чека, т. е. человека рукоприкладчика, то есть его душеприказчика.

Цель этой культуры – стыри... диктатура проталината, пропината, пролетариата. Пусть отец будет отцом, а сын сыном. Великий старе́ц-торец создал учение о Великом Абсолюзме. В последней трети 18-го века население еще не было пара... парад, порабощено. Концепция Чижика... Чижевского. Поэтому фитнес, ситец... э, синтез полезнее анализа».

 

__________

1 Я так сильно соскучился по тебе, чувствуешь ли ты это?.. (авторск. пер. с башкирск.)

2 Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн (1889 – 1951) – австро-английский философ, один из основателей аналитической философии и один из самых ярких мыслителей XX века.

3 Гештальт-психология (нем. gestalt – целостная форма или структура) – школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году, при попытке разрешения существующих в то время проблем в науке.

4 Фотон – квант электромагнитного излучения, нейтральная элементарная частица с нулевой массой и спином 1; переносчик электромагнитного взаимодействия между заряженными частицами.

5 Постоянная планка – фундаментальная физ. постоянная, квант действия, имеющий размерность произведения энергии на время. Определяет физ. явления микромира, для которых характерна дискретность физ. величин с размерностью действия. Названа по имени М. Планка.

6 Дифракция волны (от лат. diffractus – разломанный, переломанный) – явление отклонения распространения волны от законов геометрической оптики. Первоначально это понятие относилось только к огибанию волной препятствия, но в современном, более широком толковании, с дифракцией связывают весьма широкий круг явлений, возникающих при распространении волн в неоднородных средах.

7 Корпускулярно-волновой дуализм – теория о том, что любое вещество (электромагнитное излучение, физическое тело, атом и т. п.) представляется на микроуровне одновременно и как мельчайшие частицы (корпускулы), и как волны. В частности, свет – это и корпускулы (фотоны), и электромагнитные волны.

8 Шарль Огюстен де Кулон – французский военный инженер и учёный-физик, исследователь электромагнитных и механических явлений; член Парижской Академии наук. Его именем названы единица электрического заряда и закон взаимодействия электрических зарядов.

9 Луи де Бройль (1892 – 1987), иностранный член АН СССР (1958), один из создателей квантовой механики, выдвинул (1924) идею о волновых свойствах материи. Труды по строению атомного ядра, распространению электромагнитных волн в волноводах, истории и методологии физики. Нобелевская премия (1929).

10 Принцип квантования энергии гласит, что любая система взаимодействующих частиц, способная образовывать стабильное состояние – будь то кусок твердого тела, молекула, атом или атомное ядро, – может сделать это только при определенных значениях энергии.

11 Курт Дональд Кобейн – автор песен, музыкант и художник, более известный как вокалист и гитарист северо-американской альтернативной рок-группы «Nirvana».

 

(Лексика, синтаксис и орфография авторские).

Продолжение следует…

 

Автор:Искандер ШАКИРОВ  
Читайте нас: