Все новости
МЕМУАРЫ
12 Февраля 2023, 11:00

Был велик своей простотой

По долгу службы мне в свое время довелось встретиться со многими личностями, прославившимися в области литературы, искусства, печати. Один из них-народный поэт Башкортостана Мустай Карим. Для меня каждый раз было большим счастьем видеть его, слушать его мудрые и волшебные слова. В жизни встречаются разные люди-и хорошие ,и плохие. А такие, как Мустай Карим,-лишь один среди тысяч, даже миллионов. Господь Бог всего дал ему в достатке: и телесложение, и внешнюю красоту, и мудрость проповедника, и проникновенную речь-все было у него. Это был человек, вместивший в свое большое сердце все радости и горести своего народа.

Кстати, счастье впервые увидеть живого Мустай-агая мне выпало в начале 60-х годов прошлого века. Он с несколькими деятелями литературы и искусства приехал на сабантуй, проходивший в деревне Новомещерово. Как мне помнится, собравшиеся люди долго ждали их, но по какой-то причине они подоспели лишь далеко за полдень. Многие сельчане уже разошлись, осталось очень мало. Несмотря на это, великий поэт, оставаясь простым Мустаем, прочитал множество своих стихотворений. Почему-то при виде его сразу вспомнились строчки его стихов: «Рядовой Мустай, вперёд на три шага, в авангарде будешь открывать дорогу!» Действительно, в течение пяти десятилетий Мустай Карим пробивал путь в авангарде башкирской литературы, а рядом с Расулом Гамзатовым, Чингизом Айтматовым, Давидом Кугультиновым и Кайсыном Кулиевым сверкал яркой звездой многонациональной советской литературы.

Других уфимских гостей, участвовавших в празднике, не помню. Запомнилось только то, что большинство вопросов было адресовано Мустаю Кариму, и он очень обстоятельно, охотно отвечал на каждый вопрос. Вот как одновременно и великим, и простым был наш поэт, в течение десятилетий ведший за собой нашу литературу. И сегодня перед глазами эта картина-перед жиденькой толпой народный поэт вдохновенно читает свои стихи. Это детские воспоминания.

…Июнь 1979 года. Я на курсах усовершенствования знаний партийно-советских работников в Уфе. В это время в Башкортостане начались дни украинской литературы. Побывав вечером на торжествах в Башкирском театре оперы и балета, на другой день направились на площадь возле памятника Салавату Юлаеву. В 11 часов утра открыли мероприятие, посвященное встрече с писателями Украины. Башкирские литераторы выступают наперегонки со своими коллегами, вся округа заполнена мелодиями курая. В это время, мы, группа инструкторов горкомов и райкомов, очень робко приблизились к Мустаю Кариму. Он повел себя просто, за руку поздоровался с каждым из нас, поинтересовался, откуда мы. Оказалось, что в каждом районе у него есть близкие знакомые, он расспросил об их здоровье. Мы почувствовали себя увереннее, раскованнее, попросили Мустафу Сафича сфотографироваться с нами на память. У ишимбайского парня по имени Шаукат был свой фотоаппарат. Меня очень поразило то, что купавшийся к этому времени в лучах славы Мустай Карим сразу согласился. Позвал к себе народного поэта Украины Ивана Драча, тут подоспел и Гайнан Амири. А вот супруга поэта Рауза апа рядом с нами не стала. Как ни уговаривали мы ее, у нее был один ответ: «Я не поэт, а лишь жена поэта». Какая мудрая скромность и какие умные, к месту сказанные слова!

Между тем, как-то учуяв затеянное нами, нас окружили фотокорреспонденты республиканских изданий. Для нашего Шауката не осталось даже места, чтобы сфотографировать нас, да и сам он, кажется, оробел.

-Шаукат, быстрее снимай!- закричали мы. И Мустай агай тоже произнес: «Шаукат, знай себя, на этих надежды нет!» Почему он так сказал, до сих пор не знаю. Запомнился один эпизод, произошедший в эту минуту. Мустай агай в шутку сказал о нас Ивану Драчу: «Они бывшие секретари обкома!»Видя 24-25 -летних парней и девушек, И. Драч посмотрел на него удивленными глазами, тогда Мустай агай поспешно добавил: «Будущие секретари».

И еще меня тогда поразило его особенное отношение к жене-Раузе апай. Перед нами стояли, казалось, только вчера повенчавшиеся счастливые девушка и юноша... Все это очень естественно, нет и следа фальши, позерства.

Третья встреча произошла летом 1982 года в нашем Мечетлинском районе. В один из дней в свой кабинет вызвал меня первый секретарь райкома партии З.Кадиков. Зашел и кого вижу-сидит сам Мустай Карим. Он приехал, никого не предупредив. Когда первый секретарь представил меня: «Каримов»,-он промолвил: «Оказывается, моя родня есть и в Мечетлино».Затем, хитро улыбаясь, добавил: «Если тебе доведется разговаривать с Зайнаб апай, старайся не называть свою фамилию».(Здесь речь идет о народном писателе Башкортостана Зайнаб Биишевой. А суть сказанного Мустаем Каримом я осознал лишь через несколько лет, во время беседы с Зайнаб апай.)

Мустай Карим выразил желание встретиться с населением района. Я сразу же предложил районный центр и колхоз « Коммунист», так как в то время народ был активным, собрать людей не представляло сложности. Меня волновало только одно: будет ли возможным задавать простым людям известному поэту любые вопросы? Только высказал я свои сомнения, как он расхохотался и рассказал про историю, случившуюся с Чингизом Айтматовым, добавив при этом несколько анекдотов на эту тему. Об этом в газету писать не принято, да и не напечатают…

Мустай Карим умел найти теплое слово и рядовому человеку, в разговоре был всегда открыт всей душой, никогда не проявлял надменности. Разные приезжали писатели. Были и такие, что, выпустив всего одну книжонку в десять страниц, становились спесивыми, никого не признавали, требовали только первого секретаря. Не зря древние сказали, что пустая бочка громче гремит.

На встречах он знакомил в основном с новыми своими произведениями, делился творческими планами. Говоря о состоянии башкирской литературы, упор делал на творчество молодых литераторов, которые, как я понял, и радовали его, и заставляли огорчаться.

Вот таким поэтом с большим сердцем был обладатель великого таланта Мустай Карим. В свое время башкирский поэт Миассар Басыров, умерший рано, поведал мне интересную историю. Суть ее в следующем. Несколько писателей и поэтов республики приехали на литературную конференцию в одну из стран Востока. Пытаются они объяснить, откуда приехали, но никто не знает Башкортостана. Тут один спрашивает: «А какие известные личности есть у вас?». Называют имена нескольких видных деятелей, руководителей республики, но и их никто не знает. Как только было названо имя Мустая Карима, они обрадовались: «Мустай-это пророк Востока, мужчина нашей эпохи».

Вот так в течение десятилетий своим творчеством, своей жизнедеятельностью он поднимал славу родной земли. И тогда я подумал: только великая личность-с большим сердцем, великодушная-способна поднять простой человеческий мир на необозримую высоту. Действительно, будучи народным посланником, прожив свою жизнь для народа, Мустай Карим навечно остался в наших сердцах.

…И потом довелось, бывая в Уфе, несколько раз встретиться, поговорить. Открытое, милое лицо Мустая Карима и сегодня перед глазами, а в сердце-его чарующие мудростью слова.

Галимьян Каримов. Из газеты «Йәшлек»,2005 год.

Читайте нас: