Все новости
МЕМУАРЫ
30 Августа 2022, 15:00

Предопределено судьбой. Часть первая

Воспоминания

Книга воспоминаний известного педагога Марата Мухамедьяновича Хафизова была задумана еще в начале 2000-х гг., ее первое издание на башкирском языке увидело свет в 2006 г. Второе дополненное и переработанное издание публикуется на русском языке. Книга посвящена родословной автора, его родителям и его большой семье и многочисленным родственникам. Судьба связала Марата Мухамедьяновича с просвещением. 50 лет его трудовой жизни прошли в школе, 30 лет он работал учителем, около 20 лет в качестве директора. Марат Мухамедьянович общался с огромным количеством учителей, воспитателей, учащихся, поэтому значительная часть его воспоминаний посвящена коллегам, бывшим выпускникам. В новом издании нашли отражение также взгляды М.М. Хафизова на многие актуальные проблемам современности – отношение власти региона и центра, национальное образование, подготовка кадров, демография башкирского народа и другие. Книга адресована широкому кругу читателей.

Мои родители: отец – Мухамедьян Хафизович Хафизов и моя мама – Хатима Кагармановна с дочерью Нажией. 1923 г.
Мои родители: отец – Мухамедьян Хафизович Хафизов и моя мама – Хатима Кагармановна с дочерью Нажией. 1923 г.

Почему я взялся за перо?

Первая книга моих воспоминаний увидела свет в 2006 г. на башкирском языке под названием «Яҙмышыма яҙғаны» («Предопределено судьбой»). В мире написаны миллионы воспоминаний, их пишут известные лидеры государств, прославленные генералы, адмиралы, маршалы, гениальные ученые, изобретатели, художники, музыканты, поэты, писатели, герои войны и труда и т. д. Кто-то сказал, что теперь только ленивый не пишет воспоминаний. Я себя не отношу ни к великим, ни к прославленным, ни к ленивым. Почему люди пишут воспоминания? По всей вероятности у них на то есть причины, их авторам, наверное, есть что сказать читателю.

Что касается меня, должен сказать по этому поводу следующее.

Прожил я долгую, довольно интересную жизнь. Мне в этом году исполняется 90 лет. Родился, вырос, учился при социализме, почти вся сознательная жизнь прошла при Советах, т. е. при Советской власти. Пять лет пришлось трудиться уже в новое время, при капитализме, который мы проклинали когда-то.

Моя жизнь была посвящена народному образованию, которому я отдал 50 лет жизни (1956–2006 гг.). Много повидал, работал, общался с интересными людьми, многих из них уже нет в живых. Значительная часть моих воспоминаний о них.

Один из индийских мудрецов сказал в свое время, что жизнь человека не состоит из одних счастливых и одних несчастливых периодов, что эти периоды чередуются. И у меня в жизни были периоды взлета и периоды спада. Так устроена наша жизнь. Ниже я хочу описать разные события своей жизни, чего греха таить, было всякое.

Вся моя полувековая трудовая жизнь прошла в Уфе, 30 лет работал учителем, почти 20 лет – директором школы. Накоплен огромный опыт работы учителем и руководства педагогическими коллективами.

Моя семейная жизнь также была интересной. Вместе с женой прожили 46 лет, вырастили дочь и сына, которые стали прекрасными людьми, сегодня они сами дедушки и бабушки, а я прадед (прадедушка трех чудесных правнуков). Надеюсь, что появятся еще правнуки и правнучки. Так что у меня есть что сказать тем, кто в дальнейшем продолжит наши добрые дела. Новую книгу своих воспоминаний под тем же названием «Предопределено судьбой» («Яҙмышыма яҙғаны») посвящаю в первую очередь своим дорогим родителям, отцу Мухамедьяну Хафизовичу Хафизову и матери Хатиме Кагармановне Хафизовой, давшим мне жизнь и научившим жить среди людей. Я очень признателен родной сестре Нажие Мухамедьяновне, заменившей мне маму, своим первым учителям Срур Ноховой и Муршиде Мурзагаяновой, учителям Нижне-Лемезинской средней школы Иглинского района, щедро прививавшим мне навыки хорошего воспитания и основы знаний, своим школьным друзьям, друзьям по институту, по работе и жизни, своим ученикам, и сегодня не забывающим своего старого учителя.

Моя книга воспоминаний издается при финансовой поддержке бывших моих учеников: директора Проектного института «АС-Проект», Заслуженного строителя Башкортостана Гузель Юнусовны Яубасаровой, директора ООО «ЦОДТ «Семигорье», Заслуженного работника Министерства топлива и энергетики Российской Федерации Кадурия Абдрахимовича Фазлетдинова и его супруги директора ООО «НПФ «РУМИКС», дипломанта Всероссийского конкурса «Женщина-директор года» (2005 г.) Минзяли Валиулловны Фазлетдиновой, за что им благодарен. Хочу также поблагодарить моих учеников Юлая Маратовича Абсалямова и Азата Галиаскаровича Кужина за помощь, оказанную мне в подготовке книги к изданию.

 

Я из рода кудей

 

«Завещаю не ставить надо мною никакого памятника. Кому я был дорог, тот мне поставит памятник иначе: Кто после моей смерти вырастет выше духом нежели как был при жизни моей, тот покажет, что он точно любил меня и был другом, и сим только мне воздвигнет памятник. Воздвигнет он его в самом себе непоколебимой твердостью в жизненном деле, бодрением, освежением всех вокруг себя».

Н.В. Гоголь

 

Кудей (көҙэй), племя древнетюркского происхождения в составе айлинской группы башкир. Известный этнограф Р.Г. Кузеев утверждал, что племя кудей состоит из трех разнородных этнических компонентов:

  1. Собственно кудейцев (булекей-кудейцы, кыр-кудейцы, урман-кудейцы).
  2. Шайтан-кудейцев.
  3. Туркмен-кудейцев.

Урман-Кудейская волость в начале XIX в. владела 160 тыс. десятин угодий. К ней относились дд. Тикеево, Нижние, Средние и Верхние Лемезы, Казаяк-Кутушево, Казаяк-Хуснуллино.

Из трех одноименных деревень Лемезы по течению одноименной речки селение Нижние Лемезы было более ранним по происхождению. В ней проживало башкир по переписям 1795 г. – 217 чел., 1834 г. – 412 чел., 1859 г. – 997 чел., 1917 г. – 1480 чел., а 1920 г. – 1608 чел. По данным переписи 1834 г., в распоряжении жителей было 100 лошадей, 200 коров, 50 овец, 30 коз. Ими было посеяно яровых культур на 18,6 десятинах, посажено 24 пуда картофеля. В деревне работали 2 торговые лавки.

Далее читателю предлагаю свою родословную – шежере, которую в Национальном архиве РБ обнаружил профессор Анвар Закирович Асфандияров.

 

Ревизская сказка

1859 года марта 7-го дня Оренбургской губернии Уфимского уезда 25-го башкирского кантона, юрты № 10 деревни Нижние Лемезы.

Семья № 1. Мавлют Кусепеев, отставной указной мулла. 66 лет в 1850 г. Умер в 1858 г.

Жена третья – Мядина Юсупова, 44 года.

Дочери – Хумейра, 14 лет, Салиха, 8 лет.

Сыновья от третьей жены:

Мухамет Хафиз, 18 лет (с 1841 г.).

Габдулвали, 12 лет (с 1847 г.).

Губейдулла, 12 лет (с 1847 г.).

В деревне 101 двор, 299 душ мужчин, 261 душа женщин. Всего 560 человек.

Кусепей (Мавлют), указной мулла (1784–1858 гг.)

ШЕЖЕРЕ. Хафизова Марата Мухамедьяновича
ШЕЖЕРЕ. Хафизова Марата Мухамедьяновича

В первые годы Советской власти люди не проявляли особого интереса к своей родословной, шежере. Понятие «шежере» вновь было введено в разговорный обиход уже в наше время благодаря профессору Р.Г. Кузееву (см. в книге «Происхождение башкирского народа», «Башкирские шежере»). Власти тогда интересовались в первую очередь твоим происхождением и социальным положением, при поступлении на работу каждого требовали заполнить эти графы в анкете:

– социальное происхождение;

– социальное положение.

При советской власти при выдвижении людей на различные должности отдавалось предпочтение представителям рабочего класса (диктатура пролетариата в России установилась в форме Советской власти, рабочий класс был гегемоном). Тогда не очень-то было принято распространяться о своем происхождении. У кого-то родители, родственники были связаны с красными, у кого-то с белыми, у кого-то были священнослужителями и т. д.

С конца 1980-х – начала 1990-х гг., с наступлением горбачевской перестройки и гласности, затем ельцинской демократизации, ситуация в стране коренным образом изменилась. Люди стали возвращаться к своим древним корням и перестали стесняться своего происхождения. Я вспомнил известную на всю страну семью Михалковых (Сергей и Никита).

В годы Советской власти очень, может быть, самым известным поэтом стал Сергей Михалков (благодаря тому, что он был автором гимна Советского Союза – автор слов). В те годы уже не стеснялись заявлять, что их деды и прадеды происходили из древнего дворянского или боярского рода, что их предки были царские генералы и адмиралы и т. д. Сын известного Советского поэта, известный режиссер Никита Михалков в своих выступлениях очень часто упоминает своих предков, гордится ими, что они из древнего русского дворянского или боярского рода. В те годы эти веяния коснулись и меня. В первой книге своих воспоминаний я рассуждал, что все гордятся своими древними корнями, своим благородным происхождением, и я тоже был горд предками, хотя бы в моем роду были священнослужители! Позднее мой близкий друг Анвар Асфандияров в архивах обнаружил документ, свидетельствующий, что мой прадед Мавлют Кусепеев в середине 50-х гг. XIX в. являлся указным муллой самой крупной тогда в Урман-Кудейской волости башкирской деревни Нижние Лемезы. Чем я хуже других, я тоже горжусь своими благородными прадедами.

Об отце скажу следующее. Мой отец Хафизов (Мавлютов, внук того указного муллы) Мухамедьян Хафизович родился в 1888 г. в д. Нижние Лемезы, вырос там, получил начальное образование. С начала 1-й мировой войны был призван в армию и в 1914 г. оказался на русско-австрийском фронте вместе со своим односельчанином, другом (в будущем моим тестем) Абдуллиным Нигамадьяном Абдулловичем. Попав в плен, он где-то около 2-х лет батрачил у какого-то богатого австрийца. С началом революции в Германии (Австро-Германская империя) они бежали из плена и в 1918 г. в Самаре вступили в Красную армию. Со своим другом Н. Абдуллиным отец участвовал в установлении Советской власти в Урман-Кудейской волости, оба они были членами исполкома волости. С началом Гражданской войны значительная территория Башкирии была захвачена белыми армиями – белочехами и Колчаком. На территории Урман-Кудейской волости тогда перестала существовать Советская власть. Есть свидетели очевидцев тех лет и сведения, подтвержденные документами Нижне-Лемезинского сельсовета о том, что М.Х. Хафизов и Н.А. Абдуллин весной 1919 г. вели активную агитацию среди населения против мобилизации людей в армию Колчака. За это они были осуждены новыми властями и отсидели в тюрьме 3-4 месяца.

Продолжение следует…

Автор:Марат ХАФИЗОВ
Читайте нас: