Примите мир и не ограничивайте его собой.
Мир велик, и вы будете велики,
когда соединитесь с ним полностью.
(Светлана Пеунова, философ, врач)
Народные праздники Ханты
Ханты – языческой веры народ. Пасут оленей, охотятся, ловят рыбу. Летом ханты-рыбаки на лодках бороздят бесконечные озера и водоемы, полные вкуснейших на свете рыб. Кроме моторных лодок, люди ловко плавают на лодках, сделанных из кедра. Из шкур зверей шьют одежды, сумки, сапожки, даже обрабатывают кожу рыбы, особенно щуки. Из шкуры щуки женщины шьют сумки, одежду, меня тоже научили. Из бересты делают краски для украшения унтов, мастерят посуды для хранения пищи, делают из бересты большие корзины, которые получаются вроде рюкзака и очень удобны для сбора ягод и грибов. В тундре частенько находят кости мамонтов. Их выставляют на праздниках. Мне очень нравятся миниатюрные сувениры из оленьих костей.
Ханты любят танцевать и петь, танцы у них интересные: движения вроде бы однообразные, но темп их нарастает, какая-то внутренняя загадочность и неудержимый азарт охватывает всех участников – танцоров и даже зрителей. Обязательное условие то, что во время танца лица людей закрыты: платком – женщины, а мужчины закрывают лицо масками из бересты. (фото-4)
Природа и коренные жители на тундре неотделимы друг от друга. Красота и величие Севера без хантов и ненцев поблекли бы и не имели смысла. Аллах создал северных народов именно для этой величественной природы. Обряды, праздники проходят именно в честь её величества природы.
В марте проводят «День оленевода». Состязания, концерт, угощения. Стоят чумы, там угощают ухой, строганиной, выпечкой. Долгожданный и самый любимый праздник “День оленевода” бывает очень оживленный благодаря народным играм и состязаниям, которые показывают ловкость и мастерство, романтику и красоту лихачей тундры – оленеводов. Игры полны риска и гордости: бег с оленями на нартах, на шкурах, стоя или сидя, кидания арканов на скачущих оленей. Также очень зрелищные и напряженные состязания: прыжки через нартов-саней, поставленных в ряд – лучшие “летающие оленеводы” перепрыгивают над 15-ю нартами! Ханты за сотни километров едут семьями, всей домашней утварью, чтоб смотреть на игры и участвовать в них: борьба, перетягивание каната, скачки через несколько нарт, бросание топора, аркана... Они, как дети, самозабвенно отдаются игре, болеют за своих кумиров, поддерживая их громкими криками, песней, смехом, подарками... Затем праздник гремит до самой ночи всеобщим весельем – звучат красивые, душевные “Песни угощения” – своеобразные театрализованные представления, с подробным описанием суровой и прекрасной природы в тундре, где жизнь человека полностью зависит от погоды, от охоты, удачи и личной отваги... (фото-5)
Праздники «День вороны» проводят ханты в апреле, наблюдая за ними, если вороны сели на низкие ветки, значит, придет ранняя весна, сели наверху – весна будет затяжная.
Когда лед на реке Казым трогается – ханты собираются на “Праздник трясогузки”. Через некоторое время – “Праздник лебедей”. В июне, 22-го числа, в самый длинный день, ханты собираются на “Праздник Белого журавля”.
Самый красивый праздник “Медвежьи игры” проводят осенью – всей деревней танцуют с масками из бересты и просят прощения у него, у “Медведя”. Медведь для хантов – святой. Они поклоняются ему. Делают чучело головы медведя, пришивают ей глаза – пуговицы, повязывают цветной платок, сажают в почетное место, перед ним ставят рюмку водки, блюдце для денег. “Медвежьи игры” – это народный спектакль. Ханты почти все носят амулеты и обереги из костей и клыков медведя. (фото-6)
Народ ханты, как и башкиры, делятся на разные роды и хорошо знают свою родословную, всегда помнят и соблюдают особенности своего рода: нравы, приготовление еды, умение вести хозяйство, родовые знаки – метки-тамги, одежда, украшения, танцы и песни. Каждый род ханты своему богу молится – это очень интересно. Они считают, что душа после смерти уходит в нижний мир. А боги живут на верхнем мире. У ханты похороны – как спектакли, когда они приходят на кладбище, то каждую могилу окуривают дымом от костра. Прямо около могил устраивают обед на маленьком столике. Вместо памятника на могиле у них длинный домик, сбоку на стене оставляется маленькая дырочка, она закрыта пробкой, а когда поминают, то все по очереди здороваются с усопшим, ушедшей в нижний мир душой. Через него хоронят, т. е. отправляют в тот мир души умерших, так продолжается в деревнях при разрешении и присутствии шамана.
В настоящее время многие ханты обратили свою веру в православную церковь. Однако они свято чтят свои родные, многовековые традиции. Живя рядом с ними, проникаешься доверием и любовью к ним, самым мужественным и бесстрашным, самым надежным и доверчивым людям на земле. Я всей душой полюбила этот народ, этот край – суровый и простой, искренний и сильный.
Жизнь в Заполярье
Природа Заполярья – восхитительная. В Нумто есть такие места, где не наступала нога человека. Весной вся природа оживает: благодаря белым ночам все цветет и растет быстро, в озерах много птиц, небеса так же полны птичьими голосами. Я именно здесь увидела по-настоящему и полюбила лебедей, диких гусей, узнала виды и вкус разнообразных рыб – морских, озерных и речных... Все здесь хорошо, но комары, мошкара, гнус, оводы превращают этот рай в сплошную пытку. Можно наблюдать целые тучи мошкары, висящие в воздухе и над землей, и эта живая летучая масса шевелится на ветре... Чтобы спастись от них, ненцы мажут тело рыбьим жиром. В июле рождаются оленята, а в это время гнус и мошкара особенно звереют, тогда все бросаются на борьбу с ними: в ход идут дымари, спиральки, даже дети помогают взрослым – стелят старые шкуры оленей и палкой бьют на них мошкару...
Мясо и рыбу ненцы и ханты едят сырыми. Это национальное кушанье называется ”строганиной” Особенно любят замороженную печень. Её режут тонкими слоями и едят. Я тоже пробовала, но после сильно заболел желудок.
Меня очень удивляет то, что даже в условиях сурового и холодного мира мерзной мерзлоты северные народы сами по себе очень жизнерадостны, трудолюбивы и рукодельницы-выдумщицы. Из позвонков рыб женщины делают украшения: бусы, ожерелья, так же игрушки и сувениры. Технология проста: рыбьи кости вываривают с мылом, тогда они становятся белыми и прочными. Высоко ценятся изделия из кожи рыб: сумки, обувь, детали одежды (воротники, карманы, орнаменты). Выбирают обычно вещи, сшитые из кожи щуки: у неё очень красивый и яркий узор, а кожа с рыбы налим берут для изготовления обуви, кожа налима самая прочная. Я видела, как снимают кожи рыб и выделывают по своим правилам. Отделяют голову, хвост, плавники рыбы от туловища, просто обрубают. Снимают с туловища кожу, стараются снять целиком, не повредить. Сушат эту шкуру три дня в темном месте. Затем смачивают её водой или бульоном и ставят под тяжелый пресс, вода впитывается, шкура становится мягкой. Затем долго и тщательно мнут её руками, пока она не станет совсем мягкой и тонкой. Шкура готова, сшитые из рыбьей кожи вещи получаются легкие, прочные, непромокаемые, сохраняют тепло. Многие охотники и рыбаки предпочитают штаны из рыбьей кожи, носят мешки и сумки, в них продукты хранятся долго, не портятся. В обувь люди тундры всегда кладут специальные стельки из сена и мха, будет сухо и легко.
Слияние любви и надежд
Один раз ехали на стойбище. Стояла тихая погода, тишина и покой на земле и в небесех, где ярко светила луна. Ни с того, ни с чего вдруг сломался полоз нарты. Остановка. Пока чинили нарту, вдруг луна куда-то исчезла, и началось северное сияние! Это было неповторимое зрелище! Сияние было удивительно веселое, яркое, живое, торжественное. Оно осталось в моем сердце, как подарок от Аллаха, от Севера, от людей из тундры, которым я старалась помочь. Завораживающее душу явление я запомнила на всю жизнь. Сияние внезапно закончилось, как и появилось. Долго не могли отъехать из этого места, стояли как заколдованные и люди, и олени. Развели костёр, соорудили треногу, повесили чайник, набив его снегом, пили душистый чай с травами. И так сидели всю ночь, ни сна, ни разговоров, одни впечатления и радость от увиденного чуда природы. Ночь прошла спокойно, ни росомахи, ни волки нас не беспокоили. На рассвете тронулись в путь домой.
Таково было мое первое Северное сияние. Мне казалось, что это было слияние моей любви и самых лучших желаний.
Язык ханты
Хантыйский язык отличается от русского. Иногда невозможно найти аналогов некоторым выражениям, поэтому часто используются повторы и непривычные выражения. Например, название реки Казым в языке ханты звучит как “весёлая река Тундрового странника”! Медведя они величают как “Ем-вош-ики”, медведь есть дух-покровитель селения. Самая главная богиня хантов зовется “Касым-ими” – она и богиня реки Казым, она так же дух-покровитель людей, проживающих по реке. Земля для них – это земля соболиных коленей, то есть за короткое лето они видят земли очень мало, оттаивает от вечной мерзлоты тонкий слой на поверхности, глубиной в соболиное колено, то есть сантиметров всего 8-10. Считают ханты, что было несколько эпох жизни: древние времена, время сотворения мира и время человеческое, нынешнее.
“Ар-хотанг-ими” – имя богини переводится буквально как: “многих домов женщина”, а её подруга – “касум-ими”. Очень трудно понять смысл легенд. Например, когда мать успокаивает плачущего ребенка, она говорит: “скоро отец язык принесет на острие копья”, что означает по-русскому: “убьет”. Я долго не могла вникнуть в смысл хантыйского взгляда и понимания вещей, пока не познакомилась с доцентом института Риммой Потпот. Римма – удивительная женщина, грамотная, умница и мудрая. Я подружилась с ней и очень рада, многому научила меня она, на многое глаза мне открыла.
Например, благодаря ей я поняла, что церемония в сказании “Медвежьи игры” – это правила поведения на священных местах.
Есть такая сказка у хантов: “Ко дну люльки присохший”. Я перечитывала её три раза, пока поняла, что это просто такое необычное имя героя. Народ ханты по-настоящему имени к детям не обращаются вообще, и не говорят имя ребенка чужому, так как имя считалось и считается сакральным, поэтому давали прозвище. Прозвище защищает ребёнка и человека. В этой сказке ребёнок рос очень медленно, зато в конце он становится божеством – великим воином Ас-тый-ики – «Мужчиной с вершины большой реки». К нему обращаются ханты, когда просят пощады и помощи у большой воды, подносят ему пожертвования – бросают седьмую часть улова обратно в воду.
Мой ученый друг Римма Потпот говорила, что ханты – они представители очень древнего народа, родственного манси, которые населяют районы Западной Сибири по Оби и её притокам.
Живя среди этого северного народа, я поняла, что ханты отличаются от других народностей. У них практический склад ума, быстро сообразительны, сильны в математике, некоторые говорят рифмами, стихами, очень музыкальны, хорошо танцуют, хорошие актеры и организаторы праздников и свадеб, но прежде всего ханты заслуживают уважение тем, что трудолюбивые, терпеливые, выносливые. Я благодарна Аллаху, что привел меня жить к ним, ханты ведь научили меня не сломаться и не бояться трудностей, идти напролом и побеждать.
Продолжение следует...