«Оставь при себе свою правду, в которую люди не поверят», – говорит наш народ в таких случаях. А если к тому же и неправда? Эту истину не грех повторить себе и дважды, и трижды.
Да, меня в этом не переубедишь: мысль в лирическом стихотворении должна таиться, как лист в чешуе почки.
Железо и само по себе ржавеет. И серебро, окисляясь, чернеет. А вот золота ни жар, ни холод, ни влага не берут. Истинный талант, хоть звони над ним во все колокола, славословия не услышит или мимо ушей пропустит. А суетный бездельник комариный писк случайной похвалы воспримет как фанфары. Кому суждено «испортиться», тот и сам, без нашей помощи, от пустой гордыни и тщеславия испортится.
Не разрабатывая больших общественных тем, не утверждая словом и делом ведущих идей эпохи, не отражая великих идеалов народа, стихи не могут претендовать на звание большой поэзии. Вал захлестывает и рушит берега. Мелкая волна, игривый пенистый барашек гаснут, едва достигнув песчаной косы. Если людские сердца – высокий утес, то поэзия – море в бурю.
Значит, дело в другом: у поэта и переводчика должно быть совпадение характеров, одна, как говорится, группа крови. Но тогда должна быть самобытность! Поэтому в идеальном варианте дело обстоит так: переводить надо только самобытных, оригинальных поэтов. И тогда при созвучии душ, при общности взглядов и эмоционального отношения к действительности у переводимого и переводящего знание языка не будет иметь исключительного значения.
Театр – это мир, на первый взгляд, хрупкий и нежный, которому не раз пророчили оскудение и гибель от всепоглощающей силы экрана. Но он прекрасно здравствует. Тут, мне кажется, разгадка простая. Экран при всей своей силе и неограниченных технических возможностях все-таки чем-то похож на переписку влюбленных, пусть даже на самую пылкую, но на переписку. Или – на объяснение в любви по телефону. А театр – это живое свидание. Только свидание, как известно, таит в себе секрет бессмертия человечества. Если почему-либо перестал бы существовать театр – люди, мне думается, перестали бы видеть красивые сны.
А без красивых снов человеку нельзя!
Каждый по-разному живет в памяти. Через время и через собственные радости и потрясения ты больше ощущаешь, как иные из них представляют частицу твоей духовной биографии. Искорка каждого (может, и больше) живет в тебе.
Обычно с законченной работой расстаюсь быстро и почти никогда не возвращаюсь к ней. И не по лености, а по той причине, что вернуться к сделанному – для меня значит все начать сызнова. И если бы не заставлял себя уходить от сделанного, то наверняка всю жизнь писал бы одни и те же произведения. Никак не могу приучить себя перешагнуть через неподдающуюся строку в надежде позднее вернуться к ней. Если уж споткнулся о строку, то не способен идти дальше, пока не одолею ее, пока не смогу убедить себя, что строка сработана честно.
Мне думается, что все люди, если, конечно, они не перестали быть людьми, строят все свою жизнь как мосты от берега бренности к берегу вечности. Каждый человек должен сделать что-то для всех людей. Поэтому каждый строит мост от настоящего к вечности: мост взаимопонимания, мост доброты. Будь он гением или юродивым, пастухом или владыкой – человек строит свой мост. Без моста нельзя жить.