Все мы родом из детства. А какое детство без сказок? А коли так, то и наши сознание и психика насыщены сказочными образами и символами, темами и сюжетами многочисленных и разнообразных сказочных историй. Наряду с мифом, сказка — наиболее древняя форма человеческого словесного творчества. Именно на основе фольклора — сказок, мифов, преданий, легенд, басен и былей — выросла вся литература, и в этом бесспорная заслуга народных сказителей и мифотворцев, бардов и азов, ашугов и сэсэнов.
В этом же ряду — блестящем ряду сказок и сказаний — одно из первых мест занимают величественно высящиеся в ноосферном пространстве духовной культуры народные героические эпосы, не мыслимые без элементов богатырской сказки.
По признанию большинства фольклористов и литературоведов, башкирский народный эпос «Урал-батыр» — квинтэссенция башкирского этносоциального самосознания. Лейтмотивом всего повествования выступает диалектическое противопоставление извечных, как и сама жизнь человеческая, начал: добра и зла, любви и ненависти, добросердечности и эгоизма, справедливости и коварства… Два начала, две личности, две судьбы: одной из них — Уралу — предначертано нести людям и всему окружающему свет, тепло, созидание и дружелюбие, а другой — его старшему брату Шульгену — мрак, холод, разрушение и агрессию.
С этого момента начинаются испытания для обоих: выражаясь современным сленгом — «проверка на вшивость». Повествование описывает героические свершения и подвиги Урала, обессмертившие его имя и деяния; и неприкаянные скитания, а затем злодеяния и козни Шульгена, приведшие последнего к духовно-экзистенциальному краху. Символично, что с самого начала, когда миновали егеты безлюдные места, предстал перед ними выбор: дорога вправо вела к горю и лишениям, дорога влево — к радости и достатку. Шульген в силу старшинства выбрал левую.
Стезя, предназначенная Уралу, привела того в царство Змея. Как и положено герою, батыр разогнал змей, освободил множество порабощенного царем-Змеем люду со всех краев земли, да еще посохом волшебным завладел — тем самым, который впоследствии сыграет зловещую роль.
Шульген же, повстречавшись с Заркумом — сыном поверженного царя змей — и услышав из уст того о подвигах брата, затаил на Урала в сердце завистливом ревность, решив взять над братом верх.
И вот съехались егеты и батыры отовсюду на большой праздник — майдан, чтобы в соревновании выявить победителя, в награду которому — Хумай в жены и крылатый конь Акбузат в товарищи. Только такой богатырь, как Урал, сумел поднять уздечку, обуздать ею коня, усесться на него верхом и взмахнуть волшебным алмазным мечом.
Все козни злобного Шульгена пошли прахом, но не успокоилась его черная, отравленная еще в детстве запретным наркотическим дурманом душа. Выкрав посох, ударил он им, и тем самым вызвал небывалый потоп, затопивший всю землю. Тут и Заркум расстарался — в облике огромного змея умыкнул невесту Урал-батыра, солнечноликую Хумай…
Не знал, не ведал Урал-батыр, что близка его смерть, уже на подступе, идет, ухмыляется, острой косой поигрывает… А может, как раз таки знал? Знал, но не убоялся, решил выполнить свой долг перед людьми, перед всем живым, — освободить землю от своего брата-оборотня. Принялся пить воду из озера, тут и проскользнул в его нутро черный змей Шульген и в бешенстве разорвал ему сердце. А после выскользнул обратно и скрылся в темных водах озера под горой Масим.
Урал же, умирая, прощальным словом наставлял людей, в великом множестве собравшихся вокруг него, чтобы разыскали Живой Родник и передали живительную влагу из него своим детям и внукам, чтобы лучше они стали и обрели мир и счастье на этой земле…
А убитая горем Хумай похоронила своего мужа на самой высокой горе, а затем скрылась навсегда из мира людей. Хребет тот горный, где похоронен Герой, с тех пор стали называть Урал-тау — горой Урал-батыра.
Продолжение следует…
газета «Истоки» от 16.11.2019 г.