Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
11 Мая , 14:00

Служила народу, творя добро

Земляки ее очень любили. Стар и млад называли ее «Зайнаб-апай». Она же обращалась к каждому «сылыу», «мырза» – на местном наречии слова эти как никакие другие выражают любовь и теплоту. Простой, доступной, радушной осталась она в памяти.

Ее произведения знали у нас все. С самого раннего детства мы зачитывались ими, обменивались впечатлениями и мнениями. Истинный восторг вызвал вышедший в 60-е годы роман «Униженные». И нас можно было понять, ведь все события, описанные в книге, происходили в наших краях, на берегах Большого Ика. Образы произведения писались с людей, которых мы знали, которые жили рядом с нами. Книга с захватывающим сюжетом, написанная богатым, сочным языком, отражает могучий дух нашего народа.
Трудно представить нашу литературу без исторического романа «Иргиз» талантливой писательницы с трагической судьбой Хадии Давлетшиной. Но если ее роман дает возможность узнать и понять историю башкирского народа, то произведения Зайнаб Биишевой позволяют узнать и понять его душу. В ее романе – выражение сути культурно-духовной жизни народа в эпоху коренного перелома, масштабных перемен.
Ее приездам мы были рады всегда, ведь далеко не каждому суждено иметь такую землячку, такого душевного, мудрого собеседника, великодушного советчика. Она всегда очень живо интересовалась тем, что нового произошло в районе, как живется людям, какие у нас проблемы. В каждый свой приезд Зайнаб Абдулловна как бы делала творческий отчет перед земляками. Рассказывала о своих планах, радостях и печалях творческой жизни.
Она очень чутко воспринимала аудиторию. Зная это, мы всегда тщательно готовились к ее приезду, обдумывали мероприятия, встречи. Ей было очень некомфортно среди равнодушных, безразличных, эгоистичных людей. Зато там, где ее любили, где ей внимали с доверием и открытой душой, она раскрывалась полностью. Она умела не только говорить, но и слушать, стремясь понять и постигнуть души своих собеседников.
Окруженная близкими ей по духу людьми, она становилась душой любой компании. Прекрасное знание родного языка, ее искрометные шутки, природная сметливость – все это делало беседы с ней незабываемыми. Она могла развеселить, рассмешить до слез, могла своими словами заставить задуматься на такие глубоко философские темы, как безвременность, бренность и бесконечность человеческого бытия, о том, как близки трагичность, смехотворность и обыденность в нашей жизни.
Зайнаб Абдулловна никогда не обременяла нас, встречающих ее в родных местах, многочисленными спутниками. Она приезжала или с одним из сыновей, или с кем-нибудь из собратьев по перу. Чаще всего это были богом одаренные, как и она, женщины-писательницы.
В каждый свой приезд Зайнаб Абдулловна старалась посетить школы, пообщаться с детьми. Помню ее необыкновенно добрые, нежные взгляды, которые она бросала на ребят. Как живо находила она среди веселой, беспечной детворы наиболее сметливых, свободно фантазирующих, и как легко завязывался с ними разговор. От ее острого словца, меткого замечания детвора не раз приходила в восторг, и беседы взрывались веселым, беззаботным смехом.
Она умела приободрить скромных и необщительных, поддержать слишком уж робких. А как интересно рассказывала она детям о себе! Трогательные воспоминания о голодном босоногом детстве маленькой сироты, о первых своих произведениях, о тернистом пути, ведущем к славе. Неизменно ее мудрые речи заканчивались, как добрая сказка с хорошим концом. Старшим школьникам она читала свои стихи, убеждала, что все хорошее в нас – от наших предков. Не зная их – не узнаешь себя. Призывала изучать и любить свои корни. Зайнаб Абдулловна была очень доброжелательна, верила в талант и способности молодых.
Писательница была очень многогранной и неординарной личностью. Каждая ее встреча с читателями и земляками не походила на предыдущую. В каждой деревне выражала свое отношение и уважение к собравшимся по-разному. Это придавало непередаваемую прелесть встречам, и они сами по себе становились частицей нашей истории, уроком, который проводил большой мастер и тонкий знаток человеческих душ.
Многие знали и помнят ее прямоту. Свое мнение она могла высказать везде и повсюду, наедине и в присутствии других. Порой эти слова были нелицеприятными, вызывали обиду. Но потом приходило понимание, что ее прямота – это ее доброта, добросердечие, огромное человеколюбие и неуемное желание помочь в разрешении многих больших и маленьких житейских проблем, которыми так полна наша жизнь. Это ее стремление улучшить и облагородить окружающий нас мир.
Бывая у нас, она всегда сравнивала жизнь односельчан с жизнью в других районах. Выросшей в бедности, ей очень хотелось, чтобы земляки жили лучше, чтобы в наших краях строились больницы и школы, прокладывались современные дороги. А время было очень непростое. Начал действовать Указ Правительства о «бесперспективных» населенных пунктах. В их число попала и родная деревня Зайнаб Биишевой. Она очень переживала за судьбу односельчан.
Как человек, наделенный властью, я оказался в ту пору «между двух огней»: с одной стороны – указания сверху, а с другой – непонимание людей, их укоряющие слова и нежелание покидать родные места. После встречи со своими земляками Зайнаб Абдулловна не раз выступала в печати с защитой малых деревень, призывала селян быть твердыми в решении оставаться на земле предков. И в том, что в то сложное время сохранились в районе не только ее, но и добрых десяток таких же затерянных среди вековых лесов и широких степей древних деревень, велика заслуга Зайнаб Биишевой и многих других уважаемых нами людей.
Она часто задавала сложные, риторические вопросы. «Почему наш народ пьет? Раньше ведь башкиры спиртные напитки даже в рот не брали». Понимая, что все это – издержки сложного времени, когда хлеборобам и животноводам вместо зарплаты выдают ящиками водку, она все равно считала: за каждый свой проступок человек отвечает лично сам, сам должен принимать решение и поступать по совести.
Встреч с Зайнаб апай в моей памяти много. С одной стороны, было очень почетно сопровождать ее, с другой – очень интересно наблюдать за тем, как она общается с людьми.
Есть в нашем районе деревня Бикбулат. Она очень старинная, расположена в глуши и удивительным образом сохранила в себе дух старины. В далекой древности ее основали башкиры гирей-кипчакского рода. Зайнаб Абдулловна очень любила эту деревню. Как-то она сказала мне: «Там так много духовных людей! Лица у них открытые, глаза светятся умом, язык богатый, а души еще богаче».
Деревня действительно уникальная. Здесь дорожат своими древними корнями, богатой культурой, своеобразным и сочным наречием, удивительно красивыми песнями. На республиканском уровне известен созданный здесь фольклорный ансамбль «Бикбулат». Он успешно выступал на фольклорных праздниках и на Днях Башкортостана в Москве. В деревне Бикбулат еще 1992 году первыми в районе построили мечеть, возродили старинные обычаи.
Зайнаб-апай искренне радовалась этому. Вот как она писала о жителях деревни: «…умеют искренне и душевно встречать гостей, живут древней святой душой башкира – доверчивы, искренне добродушны… Много там мудрых седобородых старцев, красивых бабушек с открытыми лицами, удивительно миловидных детишек. Они умеют отдавать дань уважения, не уронив своей чести и авторитета. Каждый из них – словно сокровище…».
Зайнаб Абдулловне хотелось провести остаток дней на своей малой родине. Но все не могла выбрать – где. Или в райцентре, Мраково, или в родной деревне Туембетово. Мы сомневались: как она, всю жизнь прожившая в большом городе, сможет приспособиться, да еще в таком преклонном возрасте, к сельским условиям…
…Дом-музей построили в ее родной деревне, там, где навеки осталась ее душа. В решении этого вопроса нам очень помог Муртаза Губайдуллович Рахимов, к которому Зайнаб-апай относилась очень тепло и уважительно. Муртаза Губайдуллович ознакомился с проектом, строго следил за строительными работами. Сегодня Дом-музей Зайнаб Биишевой – это прекрасный литературно-культурный очаг Республики Башкортостан.
Люди из разных деревень района бережно хранят память о народной писательнице. Как-то по случаю приезда Зайнаб-апай на берегу Агидели мы установили юрту, пригласили туда женщин – ее ровесниц из окрестных деревень. Была на этой встрече и моя мама – Миниямал Вагаповна, которая очень уважала Зайнаб-апай. Сколько впечатлений осталось от этой встречи! Как все вместе из самовара пили ароматный чай, вспоминали молодость, гадали о будущем. Как тесной компанией гуляли по берегу, любуясь неповторимой красотой родного края, радовались тому, как преобразился облик деревни Худайбердино.
Чем больше мы общались с Зайнаб Абдулловной, тем сильнее становилось желание понять суть души этой уникальной женщины. Откуда в ней этот зоркий взгляд на все происходящее? Отчего так верны ее оценки, так метки замечания? От Бога, от воспитания? Наверное, от всего вместе…
Сегодня ее нет среди нас. Но она оставила чудесное наследие – произведения, которые отражают неизведанные глубины и высоты ее души. Они – дорогие реликвии нам, идущим по этой земле вслед за ней. Огромный, как гора, ее бесценный труд, крепкий, могучий, как скала, ее дух, широкая, как Белая, ее душа и сейчас продолжают служить народу, творя добро.
Многое из того, о чем она мечтала, свершилось. Как радовалась бы Зайнаб Абдулловна этим переменам!
Мир идет вперед. Жизнь продолжается. Книги великой писательницы, отразившие удивительную красоту и неповторимость этого прекрасного мира, воспетого ею с огромным талантом, живут и будут жить, обогащая нас музыкой родного языка, знаниями истории родной земли, служению которой она посвятила всю свою жизнь.
Автор:В. АЗНАГУЛОВ
Читайте нас: