Итоги конкурса "10 стихотворений месяца" за октябрь 2024 года
Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
30 Апреля , 15:00

Вечный «Фауст»

Мефистофель искушает Фауста. Картина Рея Лаго
Мефистофель искушает Фауста. Картина Рея Лаго

В средние века в Европе была очень популярна немецкая легенда о старом ученом – докторе Фаусте, продавшем душу дьяволу в обмен на славу, власть, богатство, молодость и любовь. Первой печатной книгой о нем была «История о докторе Фаусте», изданная в Берлине в 1587 году. Прототипом образа послужила судьба бродячего астролога, доктора Иоганнеса Фауста, влюбившегося на склоне лет в молодую девушку.

Поэты и писатели разных времен и народов использовали эту сюжетную канву для своих произведений. Но всемирно известной эта легенда стала благодаря опере «Фауст», созданной по трагедии Иоганна Вольфганга Гете. Начавший писать это произведение 25-летним юношей, Гете закончил его на 82-м году жизни. Вся жизненная мудрость Гете, все передовые идеи той эпохи нашли отражение в этой работе, ставшей целью всей его жизни.

Русскую интеллигенцию с немецкой легендой ознакомил в 1826 г. Пушкин, создавший «Сцену из “Фауста”». На следующий год он получил в подарок от Жуковского, вернувшегося из длительного заграничного путешествия, гусиное перо, которым писал Гете. Александр Сергеевич очень дорожил этим гусиным пером, которое стало как бы залогом передачи эстафеты от одного великого поэта другому.
Любопытно, что поэт Дмитрий Веневитинов незадолго до своей смерти обратился к Александру Сергеевичу со стихотворным посланием, в котором выражал надежду, что Гете достойно оценит творчество Пушкина.
Первый полный текст русского издания «Фауста» Гете появился в России в начале 80-х годов XIX века. Его сопровождала скромная пометка: «перевел с немецкого Николай Григорьевич Холодковский». Это он вызвал к жизни на русском языке формулу, которая так знакома нам: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».
Впоследствии в переводах ученого-естествоиспытателя, врача и поэта Н. Холодковского, окончившего два учебных заведения (Медико-хирургическую академию и Петербургский университет), появились произведения Шекспира, Шиллера, Байрона…
Перед русским зрителем «Фауст» предстал в 1864 году (выступала итальянская труппа), а в 1869 году Мариинский театр Санкт-Петербурга осуществил постановку оперы своими силами.
На подмостках Башкирского театра оперы и балета «Фауста» поставили в первый же театральный сезон – в 1939-м. Потом были постановки 1944-го, 1950-го, 1961-го и 1978 годов. Последняя на данный момент постановка (2007 год) была осуществлена при участии хормейстера-постановщика Эльвиры Гайфуллиной, заслуженного деятеля искусств России и Башкортостана, а также балетмейстера-постановщика Олега Игнатьева (Санкт-Петербург). Осуществили постановку современной сценической версии музыкальный руководитель (он же дирижер-постановщик) Роберт Лютер и художник-постановщик Михаил Бархин. Два премьерных вечера в очередь дирижировали Роберт Лютер и Фарит Идрисов.
Показ этого года, состоявшийся 31 марта, продемонстрировал масштабное и впечатляющее действо: в отдельных моментах на сцене было задействовано более 60 артистов, а театральное представление продолжалось более 3 часов. С помощью современных технологий и анимации Александру Малышеву удалось создать своеобразные декорации, увязать средневековые символы и современность.
…Проблемы отношений личности и общества вечны, они близки и понятны всем людям. Но если бы любовь не была сильнее отчаяния, а добро – могущественнее ненависти, то человечество давно перестало бы существовать…
Автор:Борис Малородов
Читайте нас: