«Мой путь, моя судьба...» Часть третья
Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
15 Февраля 2023, 18:00

Быстро и с комфортом

Итак, я человек старый, больной и за двадцать лет писательских рудников дополнительно наловил много профзаболеваний (о них отдельная песня, если хотите, расскажу в другой раз). И я уяснил себе, что при жизни такой приходится писать быстро. Очень быстро. И очень качественно.

Я плохо вижу (не просто миопия, а частичная атрофия зрительного нерва), у меня плохо управляются руки (тоже следствие атрофий) и вообще «вся организьма». Это привело к тому, что, не утратив интеллект, я приобрел "рассеянность", а точнее в значительной степени утратил скорость реакции, выносливость и мобильность. И трудоспособность, с точки зрения нанимателей. Они считают, что я ленивый и слишком умный.

Конкуренты же мои молоды, здоровы, отважны и энергичны. И не требуют много за свой труд... и готовы работать по 12 часов в сутки. В итоге чтобы успешно зарабатывать на жизнь (а теперь я могу делать это только через тексты), я выработал ряд технологий быстрого и качественного письма, которые помогают в этой работе – выдерживать дедлайны, быстро решать проблемы героев, настраивать техническую (аппаратную) сторону письма, создавать быстро отрабатываемые схемы роста текста, писать ИНТЕРЕСНОЕ читателю.

Потому что я действительно ленивый и умный)))

 

Например, я:

 

  1. Придерживаюсь мнения, что писать надо качественно – иначе издательства откажутся от сотрудничества. Но нельзя упахиваться – иначе они разбогатеют, а ты сдохнешь. И вообще, а жить когда? или хотя бы спать... Поэтому ускоряемся не в ущерб качеству (тем более не в ущерб качеству своей жизни).

 

  1. Разделяю художественную литературу, которую пишу для себя, и коммерческую научно-популярную, которую пишу на заказ. На заказ я стараюсь брать только научно-популярную литературу пресс-сегмента. Почему? Потому что:

– Писать одновременно три художественные книги, держа в памяти десятки героев (из которых лишь несколько тебе важны и интересны сейчас) – очень тяжело.

– Сюжеты пытаются переплестись. А это вредно. И книгам. И авторским правам, и бюджету. Потому что если ваш любимый герой или мир случайно мелькнут в заказной книге – вы можете потерять на них права. Или продать ненароком более ценную из двух сюжетных линий…

– Если пишешь художку на заказ и не успеваешь в дедлайн, есть риск (и соблазн) напортачить, вынужденно ради скорости запримитивить сюжет.

Разумеется, проще – с нуля сесть, написать шикарный художественный роман, продать его в издательство и потом всю жизнь получать с него роялти и жить на Мальдивах. И ничего больше не писать. Но я таких писателей не встречал. Обычно все пишут. Пишут и пишут. Лукьяненко пишет целыми днями на заказ издательств, Донцова, бедняжка, пишет… злые "язвыки" говорят, что по 36 часов в сутки… в шесть рук…

Потому что... ну... работать все равно надо. Чтобы были новые выплаты.

Мне проще зарабатывать деньги научпопкой и учебниками. А радоваться жизни в прозе. Однажды я таки продам шедевр и буду всю жизнь жить на роялти на Мальдивах. Но пока я реалист – столько мне за худ.лит не платят. За научпоп правда платят еще меньше. Зато научлит хорошо развивает кругозор, приучает работать строго по плану и освобождает разум для обдумывания прихотливых художественных сюжетов и характеров. А также наполняет мои миры подробностями по принципу «пишу о чем знаю», а знаю я с каждой новой научно-популярной книгой всё больше.

 

БОНУС: Платят за них сильно меньше, чем за романы, зато заказывают чаще. А писать такой наукообразный текст рерайтом намного проще, чем с нуля «свою кровиночку» из давно опостылевшей, но популярной серии. Или, того страшней, детективчик под какую-нибудь издательскую псевдо-личность типа Александра Варго.

 

  1. Соблюдаю для научно-популярных (а иногда и художественных) книг план и при назначении сроков закладываю им не более 5000 зн. в сутки, и эти 5 000 являются одним пунктом (подпунктом) плана. Семь авторских, таким образом, я пишу 56 дней. Грубо говоря, два месяца. Потом месяц на редактуру. В процессе редактуры можно сохранить объем, а можно добить его до, скажем, 10 а.л.). Я могу писать в сутки и больше; и меньше. Иногда делать перерывы и не писать вообще. Но в среднем при такой нагрузке – один день-один фрагмент-один пункт плана (сцена в художке) – книга движется очень быстро.

Если я могу себе позволить полный день для текстов, то 5000 утром на научпопку, и 5000 вечером на художку. В итоге за 3 мес. имеем две книжки, одна на заказ, одна для себя. Если вечером сил нет. Своё не пишется. Иногда вечером вместо своего редактируется что-то третье.

 

Или пишется критический обзор. Например, вот такой

 

  1. Разделяю написание и саморедактуру любого текста по времени. Пока он пишется, он не редактируется. Иначе это моментально замедляет процесс. Письмо (создание текста) и редактура (шлифовка) это два разных процесса с разным ментальным настроем. Переключаться из одного в другой внутри одного текста очень сложно.

 

  1. Выработал технологии дополнительного убыстрения набора текста (автозамена Ворд, стенография, рерайтинг, сторителлинг). Например, я плохо вижу, плохо контролирую пальцы и часто опечатываюсь в наборе сложных слов. Но ВОРД, делая автозамену, никогда не ошибается. Поэтому вместо слова «сказал» я печатаю «скз». И после нажатия клавиши пробела Ворд заменяет три опорные согласные на введенное в его память слово. Так я программирую все длинные или сложные слова. Это бережет мне руки. Снижает нагрузку на пальцы. Правда, в чатиках потом меня никто не понимает, когда я тороплюсь и пишу такими аббревиатурами))) Но зато это в десять раз ускоряет набор.

 

  1. Стал почти терминатором-киборгом и научился использовать внутреннее умиротворение и мотивации, а также вкусняшки и пищу телесную как топливо для космолайнера моего писательского гения и на благо разуму.

– Например, быстрее всего я пишу на чае вприкуску с халвой.

– Если от усталости, от вглядывания в монитор повышается (или обещает повыситься) давление (особенно внутриглазное, ощущается как «увеличенный», горячий глаз или песок в глазу), помогает чай с шелковичным или ирговым вареньем, чай с лимоном. Можно сделать потом компресс из хорошего остывшего чая на глаза – и на час минимум в люльку. Полежать, сюжет обдумать... или стопами-кистями повращать, зарядочка, опять же.

– У вас дедлайн? Глицинчик. Пирацетамчик и прочие ноотропы. Только не забудьте, что после ноотропов и энергетиков надо сутки полного отдыха себе давать и витаминки. И что каждый день писать на кофеине – это серьезно вредить собственному мозгу. И что во время диет для похудания НЕ ПИШУТ! Те, которые жить хотят.

– Лучше всего от ментальной усталости помогают банан, курага, ядро подсолнечника (халва/козинаки), орехи, яблочный взвар, сметана, сливки. сливочное масло (т. е. молочный жир) – все это содержит витамины К, РР и В, калий, кальций, цинк и селен. То есть способствует поддержке и восстановлению нервной ткани. Так что клубника со взбитыми сливками – наше всё.

– Обязательно витамин А. Имейте в виду, он жирорастворимый. Так что морковочка со сметанкой для витаминизации, и с чесночком – чтобы писать не мешали и близко не подходили, а то ПАЦАЛУЮ! – и да, в чесноке тоже РР, В, цинк и селен.

– Витамины группы В (пентавит вполне подойдет, кто хочет, можете купить нейромультитабс или нейромультивит: состав тот же, стоит в 5 раз дороже))) МАРКЕТИНГ!!!)

Если вы презираете молочный/животный жир и используете только растительные масла, вам нужно больше витаминов группы В, поскольку организму надо эти жидкие масла переводить в потребное ему плотное "животное" состояние. А он это может делать только в присутствии витаминов В как катализаторов. В результате расход витаминов В больше, чем у "млекопитающих_ся" и чаще авитаминозы по нему.

 

– Обязательно утром (и при истериках, нервах, дедлайнах и т. д.) – витамин С. Он гасит кортизол и повышает позитив и бодрость. Причем организму все равно – сок вы выпьете, апельсин съедите, капусты пожуете или заглотнете драже аптечное (теперь вы знаете, почему дети его лопают как не в себя... стимулятор позитива он и есть стимулятор). Только не надо злоупотреблять аскорбинкой, не превышайте суточные дозы, а то, как и с кофеина, будет остеопороз, хроническая сонливость/заторможенность с утра и сердечная недостаточность. Потому что и кофеин и аскорбинка в больших дозах обладают побочкой – сильным мочегонным эффектом... и при передозах организм вместе с ними вымывает из костей кальций.

И никаких нервов по поводу дедлайна! "Свинья в апельсинах" – это про нас))), редактор подождет, они все равно накидывают месяц на форс-мажор к выкаченным нам дедлайнам.

 

  1. Придумал и применяю техники фитнеса для писателей (а у нас тоже есть профзаболевания, которые сильно замедляют работу если не уследить и не забодифитить). Не зря же я работал три года тренером в тренажерке, когда мне была нужна ЛФК 5 раз в день… как минимум – ставьте таймер-"помидорку" и пишите не более 30 минут подряд. Потом вставайте, делайте несколько упражнений дыхательного типа с махами руками. Потом снова пишите. Иначе скорчитесь и съёжитесь. И глаза жалко.
  2. Научился держать скорость письма на адекватном задачам уровне и не перетруждаться. В среднем я пишу 10 000 товарного текста в день, бывает и сильно больше, но стараюсь писать не более 1,5-2 а.л. в неделю (а то устает мозг писать и глазки обижаются). На общение в сутки могу набить столько же иногда... но это вредно.
  3. Постоянно повышаю свой словарный запас и уровень гибкости языка, навыков переформулировок. Тут сильно помогает поэзия с её точностью выражения мысли. Это дает возможность сразу создавать полноценную «рыбу», которая потом почти не нуждается в редактуре.
  4. Выработал «писательский ритуал» входа в текст. В результате после того как я, проверив свои цветочки (ежеутренний осмотр цветов – это мой ритуал), сажусь к компу, съев свою утреннюю вкусняшку и иногда включив музыку, меня уже ничто не сбивает с пути.

 

Для новой повести выработалось забавное. Я играл в «шарики», и обдумывал план. В итоге… теперь, когда я открываю эту игрушку, у меня в голове разворачивается план и сюжет этой книги. С одной стороны, удобно. С другой… это что, когда историю допишу, в шарики больше нельзя играть?! Или меня на цикл пробьёт?))) Но суть именно такова.

Нас этому научили в ЗооВете. Это принцип «ассоциативных связей». Обдумываете план – включите какую-то приятную вам мелодию. В дальнейшем эта мелодия, играющая фоном, будет помогать вам «войти» в текст и оказывать влияние на ритм самого теста. Поэтому если пишете экшен, не «Лунную сонату» ставьте. А, например, марш гоблинов. Или любимый рок-альбом. Или давно знакомый сериал. То, что не надоест слушать часто.

…И еще я отыскал много-много всяких разностей и полезностей, типа онлайн-словарей по синонимам)))

===========================================

а это мои вдохновляторы)))

разных лет. но все цвели в комнате.

даже лилия, гиацинты и хоста, которые сейчас живут в клумбе

беленький – это вот так апельсин цветет (прямо сейчас)

===========================================

А это моя критическая статья-разбор (и сбор заказов на допечатку тиража опубликовавшего её альманаха). Если вам еще интересно какой я редактор-критик и как пишу разборы... я умею не только дорабатывать рашпилем, но и хвалить. Уж поверьте)))

И снова про обзор. На этой неделе вы еще успеваете заказать альманах, если хотите прочитать эту статью не только в электронке, но и на бумаге.

И оценить великолепие этих подборок!

Пишите в ЛС.

Альманах доступен бесплатно в ПДФ-версии по ссылке

(И да, я принимающий редактор по поэзии, принимаю стихи на публикацию в трех альманахах))))

=============================

А что из техник, лайфхаков и вдохновляторов используете вы?)))

Автор:Акан ТРОЯНСКИЙ
Читайте нас: