Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
15 Января 2023, 17:00

Судьба "Корана Османа"

Священный "Коран Османа" представляет исключительную ценность как древнейший памятник арабской письменности, важный исторический источник. Этому Корану более 1400 лет. По преданию, после смерти основоположника Ислама Мухаммеда его личный секретарь Зайд ибн Сабит собрал и переписал заново все его высказывания, впервые придав им вид книги. Впоследствии по указанию третьего халифа Османа он заново составил «Коран», приведя в определенный порядок его суры, чего не было в предыдущем списке. Так в пятидесятых годах хиджры (651 год н. э.) возник первый официальный экземпляр современного Корана, написанный крупным почерком куфи. По основному экземпляру изготовили еще три копии и отправили их в Дамаск, Куф и Басру. Основной же экземпляр хранился у халифа Османа в Медине.

В дневнике арабского путешественника Ибн Батутта (1304-1377) сказано, что, будучи в Ираке, он видел два экземпляра османовского Корана: один в Дамаске, другой – в Басре, в мечети Али. Первая рукопись сгорела, а вторая оказалась в Самарканде.

Как попал Коран в Самарканд?

Существует несколько версий. Доктор исторических наук Н. С. Садыкова из Ташкента считала, что рукопись была привезена Тимуром из Басры и входила в его знаменитую Самаркандскую библиотеку. В Самарканде Коран находился почти 400 лет. После присоединения Средней Азии к России по указанию туркестанского генерал-губернатора Кауфмана этот экземпляр Корана был выкуплен за сто рублей у имама мечети Ходжи Ахрара в Самарканде и отправлен в Петербург в Императорскую публичную библиотеку.

Грянула Великая Октябрьская социалистическая революция. В "Обращении к трудящимся мусульманам России и Востока", подписанном В. И. Лениным 20 ноября 1917 года, Советское правительство заявило, что «верования и обычаи мусульман, их национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными, что мусульмане могут свободно и беспрепятственно устраивать свою национальную жизнь под защитой пролетарской революции и ее органов – Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Обращение было решено издать массовым тиражом на всех тюркских языках.

Вскоре в Совет Народных депутатов поступило обращение от краевого мусульманского съезда Петроградского национального округа. В нем говорилось: «В настоящее время в Государственной публичной библиотеке хранится священное сокровище, достояние всего мусульманского мира – "Коран Османа". Священные реликвии мусульман должны находиться в руках самих мусульман – все мусульмане России желают этого.

Во исполнение чаяния всех российских мусульман краевой мусульманский съезд Петроградского национального округа единогласно постановил:

1. Достояние всех мусульман – священный «Коран Османа» – должен немедленно перейти во владение мусульман.

2. Священный "Коран Османа" должен быть вручен краевым съездом национальному парламенту мусульман Внутренней России и Сибири, заседающему в настоящее время в г. Уфе.

3. Исполнение настоящего постановления поручается председателю съезда».

Обращение краевого съезда мусульман с просьбой передать «Коран Османа» для вручения национальному парламенту мусульман Внутренней России и Сибири, заседающему в Уфе, было внимательно прочитано 6 (19) декабря 1917 года Владимиром Ильичем Лениным. Прямо на тексте обращения появляется резолюция: «Выдать немедленно. Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)».

Для того чтобы мусульмане знали о решении Совнаркома, 9 (22) декабря 1917 года было направлено сообщение народному комиссару по просвещению А. В. Луначарскому для публикации в печати. Вот что было сказано в этом документе, напечатанном в газете «Известия ЦИК» 10 декабря 1917 года: «В Совет Народных Комиссаров поступило обращение от краевого мусульманского съезда Петроградского национального округа, в котором, во исполнение чаяния всех российских мусульман, вышеназванный съезд просит выдать во владение мусульман «Священный Коран Османа», находящийся в настоящее время в Государственной публичной библиотеке.

Исполнение настоящего постановления съезд поручил председателю съезда, товарищу председателя Всероссийского мусульманского военного Шуро Усману Хидиятулличу Токумбетову и члену национального парламента Кериму Мухамединичу Сагидову.

Совет Народных Комиссаров постановил немедленно выдать краевому мусульманскому съезду «Священный Коран Османа», находящийся в Государственной публичной библиотеке.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин), управляющий делами Совета Бонч-Бруевич, секретарь Горбунов».

Это было верное решение, отвечающее чаяниям мусульман. Иначе могло случиться худшее: Коран мог пропасть. Известно, что мусульмане пытались его похитить. Сразу же после Февральской революции солдаты-мусульмане Преображенского полка пытались захватить его силой. Но это им не удалось.

Уникальная рукопись – «Коран Османа» – была возвращена мусульманам. С декабря 1917 года Коран находился в Уфе. 25 июля 1923 года по просьбе Туркестанского Комитета по делам музеев и охраны памятников старины ВЦИК и Наркомнац РСФСР приняли решение о передаче «Корана Османа» Туркестанской республике. В Ташкент рукопись везли в бронированном вагоне в сопровождении вооруженной охраны.

Древнейший памятник арабской письменности «Коран Османа» находился в музее истории народов Узбекистана в Ташкенте. В январе 1926 года он был выставлен для всеобщего обозрения в специально оборудованной комнате.

В марте 1989 года Коран возвращен Духовному управлению мусульман Средней Азии и Казахстана. Интересно, что одна из страниц Корана была обнаружена в Стерлитамаке и передана Духовному управлению в Уфе.

Первый полный русский перевод Корана сделан с арабского востоковедом Г. С. Саблуковым (1877), уроженцем Уфимской губернии.

Автор:Юрий УЗИКОВ
Читайте нас: