В дневнике арабского путешественника Ибн Батутта (1304-1377) сказано, что, будучи в Ираке, он видел два экземпляра османовского Корана: один в Дамаске, другой – в Басре, в мечети Али. Первая рукопись сгорела, а вторая оказалась в Самарканде.
Как попал Коран в Самарканд?
Существует несколько версий. Доктор исторических наук Н. С. Садыкова из Ташкента считала, что рукопись была привезена Тимуром из Басры и входила в его знаменитую Самаркандскую библиотеку. В Самарканде Коран находился почти 400 лет. После присоединения Средней Азии к России по указанию туркестанского генерал-губернатора Кауфмана этот экземпляр Корана был выкуплен за сто рублей у имама мечети Ходжи Ахрара в Самарканде и отправлен в Петербург в Императорскую публичную библиотеку.
Грянула Великая Октябрьская социалистическая революция. В "Обращении к трудящимся мусульманам России и Востока", подписанном В. И. Лениным 20 ноября 1917 года, Советское правительство заявило, что «верования и обычаи мусульман, их национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными, что мусульмане могут свободно и беспрепятственно устраивать свою национальную жизнь под защитой пролетарской революции и ее органов – Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
Обращение было решено издать массовым тиражом на всех тюркских языках.
Вскоре в Совет Народных депутатов поступило обращение от краевого мусульманского съезда Петроградского национального округа. В нем говорилось: «В настоящее время в Государственной публичной библиотеке хранится священное сокровище, достояние всего мусульманского мира – "Коран Османа". Священные реликвии мусульман должны находиться в руках самих мусульман – все мусульмане России желают этого.
Во исполнение чаяния всех российских мусульман краевой мусульманский съезд Петроградского национального округа единогласно постановил:
1. Достояние всех мусульман – священный «Коран Османа» – должен немедленно перейти во владение мусульман.
2. Священный "Коран Османа" должен быть вручен краевым съездом национальному парламенту мусульман Внутренней России и Сибири, заседающему в настоящее время в г. Уфе.
3. Исполнение настоящего постановления поручается председателю съезда».
Обращение краевого съезда мусульман с просьбой передать «Коран Османа» для вручения национальному парламенту мусульман Внутренней России и Сибири, заседающему в Уфе, было внимательно прочитано 6 (19) декабря 1917 года Владимиром Ильичем Лениным. Прямо на тексте обращения появляется резолюция: «Выдать немедленно. Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)».
Для того чтобы мусульмане знали о решении Совнаркома, 9 (22) декабря 1917 года было направлено сообщение народному комиссару по просвещению А. В. Луначарскому для публикации в печати. Вот что было сказано в этом документе, напечатанном в газете «Известия ЦИК» 10 декабря 1917 года: «В Совет Народных Комиссаров поступило обращение от краевого мусульманского съезда Петроградского национального округа, в котором, во исполнение чаяния всех российских мусульман, вышеназванный съезд просит выдать во владение мусульман «Священный Коран Османа», находящийся в настоящее время в Государственной публичной библиотеке.
Исполнение настоящего постановления съезд поручил председателю съезда, товарищу председателя Всероссийского мусульманского военного Шуро Усману Хидиятулличу Токумбетову и члену национального парламента Кериму Мухамединичу Сагидову.
Совет Народных Комиссаров постановил немедленно выдать краевому мусульманскому съезду «Священный Коран Османа», находящийся в Государственной публичной библиотеке.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин), управляющий делами Совета Бонч-Бруевич, секретарь Горбунов».
Это было верное решение, отвечающее чаяниям мусульман. Иначе могло случиться худшее: Коран мог пропасть. Известно, что мусульмане пытались его похитить. Сразу же после Февральской революции солдаты-мусульмане Преображенского полка пытались захватить его силой. Но это им не удалось.
Уникальная рукопись – «Коран Османа» – была возвращена мусульманам. С декабря 1917 года Коран находился в Уфе. 25 июля 1923 года по просьбе Туркестанского Комитета по делам музеев и охраны памятников старины ВЦИК и Наркомнац РСФСР приняли решение о передаче «Корана Османа» Туркестанской республике. В Ташкент рукопись везли в бронированном вагоне в сопровождении вооруженной охраны.
Древнейший памятник арабской письменности «Коран Османа» находился в музее истории народов Узбекистана в Ташкенте. В январе 1926 года он был выставлен для всеобщего обозрения в специально оборудованной комнате.
В марте 1989 года Коран возвращен Духовному управлению мусульман Средней Азии и Казахстана. Интересно, что одна из страниц Корана была обнаружена в Стерлитамаке и передана Духовному управлению в Уфе.
Первый полный русский перевод Корана сделан с арабского востоковедом Г. С. Саблуковым (1877), уроженцем Уфимской губернии.