Листая сборник поэзии Факии Тугузбаевой, зачиталась давно знакомым стихотворением «Поэтесса». И нашла заголовок данной заметке. Да, время от времени беру в руки ее книги и каждый раз открываю в них что-то новое, прекрасное. ...Вот перед глазами будто оживает лирическая героиня стиха: она – птица Хумайгуш, воспетая в легендах, которая в серце своем хранит золотую колыбель любви и надежды своего народа, бесстрашна в порыве донести до каждого волшебный свет и священный огонь поэзии, магию слова. Это же и есть сама Факия Тугузбаева – яркая звезда в высоком небосклоне башкирской литературы.
С творчеством своей современницы я знакома с юности. Примерно в одно время, в шестидесятые, начали писать стихи. Я училась в Салаватском педагогическом училище, она – Башгосуниверситете. Узнавали друг о друге по газетным публикациям, по подборкам стихов. Факия заочно стала моей единомышленницей, мне были близки ее сердечные терзания, чувствовала духовную общность с ней. Нет, не сладкие муки первой любви, присущие первым стихам, а боль от раннего ухода отцов из жизни, от горькой судьбы матерей, оставшихся с кучей детей на руках, объединяла нас.
Факия в своих стихах представлялась более взрослой, хотя была младше меня возрастом. Она как умудренная жизнью поэтесса делилась своими раздумьями о судьбе родного народа, то есть уже в начале пути обозначились горизонты гражданственности ее творчества.
А встретились мы с ней в начале семидесятых, когда она, будучи сотрудником газеты «Башкортостан пионеры», приехала в Гафурийский район по делам подписки. Заглянула ко мне, вспомнив, что работаю корреспондентом в районке – не имея интернета, мобильной связи, мы, целая плеяда молодой смены национальной литературы, были в курсе кто где и чем живет и следили за творчеством друг друга. Эта встреча положила начало нашей дружбе, чем я искренне горжусь. Она звала меня в Уфу, передала привет от Рами Гарипова, который, оказывается, запомнил меня после единственной встречи: он с группой писателей приезжал на встречу в Салаватское педучилище, где я училась, и перед маститыми гостями читала свои стихи. Приезд Факии и привет великого Рами несказанно вдохновили меня, но Уфа «улыбнулась» мне только через много лет…
Почему я пишу о себе, а не о героине заметки? А разве это не о ней, не о том, что она подумала о человеке, который в одно и то же время пришла в поэзию и «застряла» в провинции? Я и через много лет, когда под натиском обстоятельств потеряла надежду вернуться в поэзию, ощутила ее дружеское плечо. Сделаю еще одно отступление, кабы добавить акценты на характер Факии Тугузбаевой. …Только привкусила радость от того, что семья переехала в Уфу, нашли место под солнцем в вожделенной столице – муж работает, я стала редактором отдела в редакции «Башкортостан кызы», дети учатся. Без особых трений вошла в творческую среду, руку помощи протянули поэтессы-сверстницы Гульфия Юнусова, Факия Тугузбаева, Зарема Ахметзянова. Получили квартиру. Вышла первая книга, на подходе вторая. Слишком много везенья?! Тут и обрушилось на меня большое несчастье – умер муж, осиротели дети. Нагрянули девяностые. Фенол в Уфе. У меня будто сломались крылья… Собралась с детьми уехать в деревню, думала, там, на земле, будет проще пережить лихолетье. Факия остановила меня, помогла перейти в редакцию журнала «Агидель» – в самую гущу литературного процесса, окунулась в творчество и появилась отвага переносить свое горе, не бояться личных проблем.
Хочу заметить, в этой небольшой юбилейной заметке я не ставлю задачу дать читателю широкое представление о творчестве, о судьбе такого крупного представителя башкирской литературы как Факия Хадиевна Тугузбаева. Это лишь штрихи к портрету. Конечно, о ней писали немало и литературные критики, и коллеги, но масштаб ее вклада в поэзию, в том числе и на детскую литературу, требует более детального, всестороннего изучения.
Одаренных от природы людей много, но чтобы искорка не погасла, нужны такие качества как трудолюбие, настойчивость, творческое рвение и уважение к своему таланту. Все это дано Факие Тугузбаевой сполна. Меня в ней всегда восхищало умение фокусировать взгляд на необычном, озарять эту находку светом романтичности, преподносить как чудо открытия. Такая искренность не может не найти отклика в сердце читателя. Она обходится в своих стихах без назидания, не корит за промахи, а просто на равных делится с людьми собственным жизненным опытом, оставаясь при этом глубоко философичной и подкупающе откровенной.
Во мне, читателе, живет трепетное отношение к ее стихам – остро прочувствованным, идущим от самого сердца. Ее радость становится моей радостью, боль – моей болью, не в этом ли сила творца?!
У каждого поэта есть свое видение окружающего мира, свое отношение к увиденному, услышанному и своя призма, через которую творческая личность преломляет пережитое. Но не всегда и не каждому удается достучаться до потаенных уголков чужой души: человек умен и наделен страхом быть уличенным в своих слабостях и не просто ему открыться навстречу. Только владеющему поэтическим словом – волшебным ключом это под силу. А поэзия Факии Тугузбаевой имеет множество ключей, открывающих сокровенные тайники человеческой натуры. Но это от поэта требует высокую «плату» – обнажать свое сердце, его раны, боли и страдания. Опять же – храбрости! Почему акцентирую внимание на боли? Потому что читатель готов поделиться радостью, и поэт их щедро дарит ему. Но глубже и острее ощущается драматизм стихов, они западают в душу, остаются в памяти и это – аксиома.
Я не имею ввиду только личное, хотя понятно, что для настоящего поэта и трагедия народа, страны, каждого сограждана, слезы чужого ребенка становятся личным. Как любой большой поэт, Факия Тугузбаева главной темой выбрала свое время, его проблемы, чаяния современников. Такие поэты как она своим творчеством придают мощный импульс национальной литературе. Уже решимость шагнуть в поэзию народа, создавшего бессмертный эпос как «Урал-батыр», предполагает талант и верность избранной стезе. Думаю, что ей с самого начала было понятно главное: состояние поэта это врожденная боль, страсть, драматичность, это – жизнь в стихии, ведомой только избранным, которые по большому счету принадлежат народу, эпохе.
Да, поэты вынашивают идеи, образы, боли и взлеты в одиночестве, но не в отрыве от веяний времени, от людей, как бы в двояком измерении… Настоящая поэзия исходит только от истинного поэта, предназначенного парить над обыденностью, бытом, но глубоко познавшем бытие. Факия Тугузбаева написала много стихов о любви и они подлинно об этом великом чувстве, а не о чувственной суете – есть разница! Ее лирическим героям знакомы все лики любви: и счастье в унисон, и предательство, и возвышающая душу гордость, и низвергающая в пропасть ненависти гордыня… Самое удивительное, что после прочтения ее стихов, пусть даже самых трагичных строк, душа светлеет, будто очищается – не это ли чудо поэзии?
Факия Тугузбаева всю свою жизнь проработала в детских изданиях. И написала для детей много прекрасных произведений, которые восхищают органичностью, мастерским владением темой, возрастной психологией. Неудивительно, что сама судьба распорядилась так, что именно она стояла у истоков создания журнала для самых маленьких читателей «Акбузат» и руководила им долгие годы. Кстати, мой приход в детскую литературу тоже связан с этим журналом. Новоиспеченному главному редактору удалось за короткое время создать коллектив авторов, пишущих для малышей.
Свое семидесятилетие Факия Хадыевна Тугузбаева, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева, народный поэт Башкортостана встречает с солидным творческим багажом, она автор сборников поэзии, ее книги выходили и на русском, татарском языках. К юбилею выпустила книгу для детей. Это настоящий подарок для маленьких читателей от признанного мастера пера.
Вот такой она человек, талантливый во всем – в поэзии, в дружбе. Талантливый руководитель. Талантливая душа семейства: достойная жена, прекрасная мать, любимая бабушка. Гармоничная личность – поэт во плоти.