Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
27 Сентября 2021, 11:31

Имажинисты. Часть вторая

Серебряный век – именно та проталина (обязательно весенняя) в литературе и искусстве, которую никаким метром-рулеткой не измерить, и при всём желании – не изменить. И не залатать стальными, шёлковыми нитками. Она есть и баста! И имажинисты: то ли попутчики новой власти, то ли отступники её, ловко своими кепками, цилиндрами закидали смурые дни. Им тоску на подносе лучше не подноси. Забьют… остротами.

Проделки всякие, шалости

Да, не могли жить, наличествовать без театральности и эпатажа имажинисты. Как, впрочем, и вся творческая богема начала двадцатого века. Чудить всякий любил. Сохранилась малоизвестная фотография: Анатолий Мариенгоф с Сергеем Громаном в женской верхней одежде и шляпках, а их спутницы – Татьяна Соколова и Надежда Трофимова в шинелях (девушки смотрятся весьма мужественно с фотокарточки). И в этих нарядах, с провокационной издёвкой, молодые люди прогуливались по Пензе, по Московской улице. Фотографию подписали как «Шали, пока шалится!». Дело было аж в 1915 году, по грегорианскому календарю.

«Шали, пока шалится!»
«Шали, пока шалится!»
Московская улица г. Пенза
Московская улица г. Пенза
Тверская улица г. Москва
Тверская улица г. Москва

Имажинисты вытворяли чёрт знает что! Они, дошли своей «жирной и многофункциональной» извилиной до того, что решили в Москве переименовать некоторые улицы. Свершили дерзкую ночную вылазку… как партизаны, диверсанты. Отодрали старые адресные таблички, а на их место повесили новые, эмалевые, выполненные кем-то на заказ, с названиями, как оказалось, вымышленных улиц. Вот же кураж шёл, туманился. И луна хохотала. Вместо Большой Дмитровки неожиданно появилась улица имажиниста Кусикова. Петровка преобразилась в улицу имажиниста Мариенгофа. Кировская пожелала стать улицей Эрдмана. Вместо Большой Никитской – Шершеневич. Касательно Есенинской улицы существуют разногласия в воспоминаниях Вадима Шершеневича и Матвея Ройзмана. Первый уверено утверждал, якобы Тверскую они «подарили» Сергею Есенину. Второй же клялся, что Кузнецкий мост они назвали Есенинским. Тут сам пёс не разберёт – как же происходило на самом деле. Ведь их выдающаяся проделка не имела эпохального резонанса: старые таблички быстро вернули на прежние места. В газетах ни слова, ни гу-гу! 

Памятник Пушкина и имажинисты
Памятник Пушкина и имажинисты

Александр Пушкин. И без него никак. Уважали и любили его имажинисты. До икоты. До судорог. И решили они с ним…, не знаю, – побрататься. Записали А.С. Пушкина в свои «святые скрижали» имажинистов. Для этого они прикрепили на памятник поэта вывеску с надписью: «Я с имажинистами». Потом взобрались всей гурьбой на монумент и сфотографировались. На память! На века! Однако сохранилась только одна фотография поэтов с Пушкиным (в обнимку) и без вывески. Почему-то?! Может и не существовал в реальности тот хамский инскрипт? Время тикающее, шепчущее само исправила ляпы?

Александр Кусиков, Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин
Александр Кусиков, Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин

Часто приходиться слышать: а как вообще Сергей Есенин попал в компанию имажинистов? Его же стихотворный слог (есенинский национализм, деревенская русскость) никак не «контактировался» со стихоформами того же Шершеневича, Кусикова или Мариенгофа с элементами наглости, раздражения и ломки. А может всё проще? Друзья, умеющие быть друзьями. И рюмками, когда надо, чокнутся. По сути, имажинизм – это осколок, кусок, оторвавшийся от футуризма. Термин происходит от французского слова image, означающий "образ". И в начале двадцатого века в Англии существовала поэтическая школа с соответствующим именованием. Русские читатели впервые увидели это слово в статье, которую З. Венгерова опубликовала в 1915 году. Она поведала читателям о Эзре Паунде и Уиндеме Льюисе – лондонских поэтах-имажистах, пытающиеся сосредоточиться на тех образах, которые рождает как бы сама первозданная стихия поэзии. Ну, и наши поэты позаимствовали сей привлекательный термин. Правда, между нашими имажинистами и английскими имажистами общего – ну, просто нуль, дырка от бублика. И посему назвать Есенина, Мариенгофа последователями английской поэтической школы фактически невозможно – язык не повернётся. Они шли какой-то своей тропкой… с палкой в руках. И ресницы их стучали как копыта (Шершеневич). С головой как керосиновая лампа на плечах (Есенин).

Рисунок Георгия Якулова
Рисунок Георгия Якулова

Иногда непонятно: что сильнее било в глаз? Их проделки, шалости или высоколобый, широкоплечий стих?

К примеру, малость необычные вышли распространяемые имажинистами листовки, что не на шутку будоражили и даже пугали горожан. Эти листовки пришлись, как раз на период гражданской войны.

Всеобщая мобилизация поэтов, живописцев, актеров, композиторов, режиссеров и друзей действующего искусства.

Причина мобилизации: война, объявленная действующему искусству.

Кто не с нами, тот против нас!

…вождь действующего искусства, Центральный Комитет Ордена Имажинистов.

Имажинисты всех стран, соединяйтесь!

Если разобраться, ничего конкретно пугающего, в их распространяемых листовках нет. Зазывали, понятно же, на свои поэтические выступления. А по стране не затихали бои между красными и белыми. Как тут не применить военный лексикон в своих рекламных брошюрах. Но горожане действительно проявляли настороженность, непонятную трусливость. Какая-такая мобилизация? Зачем война? В конечном итоге, четверых имажинистов вызвали в Московскую Чрезвычайную комиссию. И потребовали с них отмены демонстрации своих запланированных поэтических вечеров: и именно подобным «революционным» способом. Листовки надлежало уничтожить и более ничем похожим не заниматься. Что же, поэты-виртуозы озорства отделались лёгким испугом с посещения МЧК. Впредь никаких листовок. Они нашли себе другие развлечения, и гораздо сногсшибательнее, наглее. Провокационнее.

Анатолий Мариенгоф с отцом и сестрой 1918 год
Анатолий Мариенгоф с отцом и сестрой 1918 год

Один раз, имажинистам показалось-привиделось, будто жители города недостаточно знают их в лицо. Слыхать-то слышали где, а вот узнать физиономию стихотворца – ага, затруднительно! И что они задумали? А всего-навсего купили (заказали) большие собственные портреты с красным, ярко-выраженным коленкором, и выставили их в витринах магазинов на Тверской улице.  Пусть публика, честной народ, созерцает прекрасное!!! И знает своих героев, наконец, в лицо. Владельцы магазинов нисколечко не возражали: пусть стоит-висит поэзия!

Следующая выходка оказалась непомерно изощрённой; даже для них самих. Ночью «поэты-мракобесы» (как малые дети) вместе с художником Дидом Ладо расписали стены Страстного монастыря богохульными стихами. Но ту каверзу, в деталях, опять по-разному вспоминали поэты, годы спустя. Матвей Ройзман рассказывал: «Все было тщательно продумано и подготовлено. Принимали участие: Есенин, Шершеневич, Кусиков, Мариенгоф, Грузинов, Эрдман. Они полукругом обступили стоящего на стремянке Ладо, чтобы никто не мог видеть, что он там пишет. Мимо группы проходил милиционер, и имажинисты соврали, будто им приказано расписать стены монастыря. Милиционер махнул рукой и удалился».

Иван Грузинов
Иван Грузинов

Вадим Шершеневич утверждал, – все происходило спонтанно. На ходу осуществляли свои идеи. А страж правопорядка помогал им в работе – отгонял зевак от стены.

Этот эпизод… Ну, что там говорить? – мерзкая выходка поэтов удалась. Слухи долго гуляли по Москве. А стихи… из-за стойкой, не смываемой краски, пришлось закрасить все стены.

Пожалуй, достаточно перебирать все их «выдающиеся» приключения, которые они ухитрялись устраивать в своей компании. Фантазии им не занимать. И в сложные времена они не терялись. Бывало, Мариенгоф и Есенин, живя в коммунальной квартире, жутко мёрзли. Они переселились, не смотря на негодование соседей, в ванную комнату, где имелась водонагревательная колонка, чтобы хоть как-то согреться. Так или иначе, в любых ситуациях поэты выбирались из завала проблем с оптимизмом и завидным юмором. Казалось бы, происходящие в стране перемены: продразвёрстка, разруха, революция, голод, НЭП, но скользили они боком что ли… понизу, за обочиной дороги. Поэтам хотелось большего и более грандиозных событий, на ментальном уровне и на уровне обычной жизни. Они всегда (ну почти), одевались с иголочки, а точнее истинными франтами являлись Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф. Экстравагантные цилиндры, в нагрудных карманах пиджаков бутоньерки, галстуки-бабочки и обязательно солидные трости.

Сергей Есенин и Сергей Городецкий
Сергей Есенин и Сергей Городецкий

Насчёт их фокусов можно сказать одно: некоторые из них вызывают полное негодование, и руки могут зачесаться – врезать бы кому (в то времечко) из имажинистов в рыло, в их заснувшую рассудительность. Но как?.. Как ещё нести поэзию на высоко вытянутых руках? Как размахивать листочками-стихами-флагами?  Когда она, поэзия, менее всего востребована среди большинства. Она, сродни, глупости! Якобы бесполезное времяпровождение для среднестатистического человека. Что и остаётся, – жахнуть неподготовленного зрителя-слушателя той самой керосиновой лампой-головой, лошадиным хвостом… да забор расписать матерными… цветами. Непременно, в таком случае, приметят поэта Серебряного века.

 Продолжение следует…

Предыдущая часть
Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас: