В феврале 1709 года (300 лет назад) с расположенного в Тихом океане необитаемого острова Мас-о-Тьерра был спасен матрос Александр Селькирк, который провел в одиночестве целых семь лет. Он и послужил прототипом созданного Дефо бессмертного образа Робинзона Крузо. Кстати, остров Мас-о-Тьерра (в архипелаге Хуан Фернандес) ныне называется островом Робинзона Крузо.
Сам Дефо (1660–1731) прожил совсем другую жизнь. Он был предпринимателем, журналистом, тайным агентом, разведчиком, контрразведчиком, богател, разорялся, сочинял памфлеты и социальные романы, ныне успешно забытые. Однако маловероятно, что за всю свою бурную биографию Дефо вылепил хоть один горшок, приручил хотя бы одну козу. И уж точно ни дня не провел на необитаемом острове. Да, он знал книгу Р. Стила о злоключениях моряка Александра Селькирка, но Селькирк не совершил и сотой доли подвигов Крузо! И почему именно эта книга так запала в душу Дефо? А может, здесь тот случай, когда плясать надо как раз от обратного? И история Робинзона – это история о том, как Даниэль Дефо хотел бы прожить свою жизнь? В книге читаем: «...не испросив ни родительского, ни божьего благословения, в недобрый – видит бог! – час, 1-го сентября 1651 года, я сел на корабль моего приятеля... Никогда, я думаю, злоключения молодых искателей приключений не начинались так рано и не продолжались так долго, как мои».
Даниэль Дефо, писатель и политик, знал, что такое политика, и не строил иллюзий: «Я видел изнанку всех партий. Все это видимость, притворство и отвратительное лицемерие». Жил он в бурное время – восстания, смена династий... Понимал человеческую натуру, в историю спецслужб вошел как создатель широкой осведомительской сети. И вот своего героя Дефо отправляет туда, где нет ни политики, ни социальных потрясений, ни продажных стукачей – вообще нет людей!
Всю жизнь Дефо старался разбогатеть. А Робинзон с тоской смотрит на золотые монеты: «Неугодный мусор! На что ты мне?» Известно, что Дефо не пропускал ни одной юбки, хотя как человек верующий наверняка понимал, что грешит. Героя он шлет туда, где подобных соблазнов нет. А понадобился персонажу Робинзону помощник – появляется не горячая туземка, а молодой дикарь Пятница (герои «голубизной» не страдают, потому никаких таких мыслей им в голову не приходит).
Даниэлю Дефо, умному, деловому мужику попалась книжка про бедолагу матроса Селькирка. А там, между прочим, замечание: вернувшись домой, Селькирк тосковал о годах, проведенных на необитаемом острове. «Как я его понимаю!» – вздохнул, наверное, Дефо. И подумал: а если бы мне самому представился шанс вот так уйти от грешного мира, выстоял бы? Не сломался? Его версия о том, «как выживал бы», пережила века.