Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
4 Ноября 2020, 16:19

Драматургия слова. Салихово-2020

В середине октября, когда бабье лето одарило нас последними импульсами тепла, в Уфе, в рамках VIII литературного фестиваля «КоРифеи», состоялось Всероссийское совещание Совета молодых литераторов «Драматургия слова».

Вопреки преградам
Значимость события определяется и тем, что оно произошло, несмотря на сложности, связанные с пандемией. До последнего не было понятно, позволят ли провести мероприятие и если да, то в каком формате. Потому отдельно стоит отметить целеустремленность, настойчивость и отвагу организаторов Совета молодых литераторов (СМЛ), добившихся проведения фестиваля. Большое им за это спасибо!
На семинар съехались более шестидесяти участников из двадцати семи городов России. Это одаренные молодые прозаики, поэты, переводчики и драматурги, прошедшие тщательный отбор экспертов СМЛ.
Ознакомившись с работами семинаристов, понимаешь, что случайных людей здесь нет. Каждый автор представляет собой отдельный многогранный мир, достойный того чтобы в него погрузиться для более детального изучения. На семинар прибыл цвет пишущей молодежи, имеющей все шансы стать будущим российской литературы.
Удивительно и то, что многие ребята приехали из центровых городов – Санкт-Петербурга и Москвы. Мы привыкли говорить о том, что Питер – культурная столица. Высокий процент участников-петербуржцев вполне может свидетельствовать о том, что и в нашей Республике происходят достойные всеобщего внимания культурные мероприятия.
Плеяда авторов, собранная в одном месте из самых разных регионов огромной страны, представляет собой многоликий парад творческих миров, обладающих этническими, ментальными, мировоззренческими, языковыми особенностями. Высокий уровень произведений, обширная география и творческое разнообразие составили изюминку Уфимского семинара.
В число условий участия входила не только литературная одаренность, но и наличие справки об отсутствии контактов с инфицированными, либо теста. Все, кто соответствовал первому и второму требованию, прибыли 16 октября в дом писателей, на Коммунистическую, 34.
К сожалению, из-за коронавируса не все, прошедшие конкурсный отбор, смогли приехать, в том числе и в связи с тем, что некоторые ребята получили положительный результат теста на ковид. Мы все единодушно желаем им скорейшего исцеления.
В доме писателей собрались официальные лица – представители Союза писателей России, союза писателей Башкортостана и нескольких федеральных литературных журналов. Отмечены задачи семинара – развитие профессиональных навыков, начало новых проектов, общение и обмен творческими идеями.
Все из-за той же пандемии совещание перенесено за пределы города в пансионат «Салихово». Что отдаленно напоминает ситуацию, описанную Джованни Боккаччо в «Декамероне» – действие происходит во время эпидемии чумы. Группа молодых людей уезжает из зараженной Флоренции на загородную виллу, и чтобы скрасить досуг они рассказывают друг другу занимательные истории. (Чем не литсеминар версии XIV века?)
По учебе в вузе я помню семинары, как занудную обязаловку. Список вопросов, конспекты ответов, а чаще всего допускались сканы, снятые с учебников и прочтение их вслух. Воспоминания так себе, ничего интересного.
Иное дело литературные обсуждения – здесь участники объединены общим увлечением. Затаив дыхание, ловишь каждое слово. Мы пытаемся понять чужую душу, учимся доходчиво и ясно рассказывать о том, что волнует нас. Это уникальная возможность получить обратную связь от людей, находящихся с тобой на одной волне, охваченных общей страстью к языку, к живому слову.
Ребята хорошо подготовились (чего со стыдом не могу сказать о себе), почти у всех были распечатки, либо на смартфонах скриншоты текстов одногруппников. На распечатках пометки и комментарии. Высказывания основывались не на первых впечатлениях, а являлись обдуманным и взвешенным результатом скрупулёзного филологического анализа и глубокого погружения в текст.
Автор замыленным взором не всегда может заметить собственные ошибки, и такой тщательный подход со стороны коллег вносит ощутимый вклад в улучшение произведений.
В начале обсуждений на семинаре поэзии из уст наставников прозвучали слова:
– …вы можете обменяться вашими рукописями с пометками, и если автор в порыве благодарности не сожжет их, то извлечет много полезного, – поделилась дельным советом Мария Четверикова, поэт из Омска.
– Потом все, что он о вас думает, он напишет в соцсети, – с иронией продолжил мысль новосибирский поэт Юрий Татаренко.
– Или в прокуратуру, – улыбнувшись, добавила Мария.
О! критика будет жестокой и безжалостной – сразу подумалось мне. Высказывания участников и наставников были достаточно суровыми и откровенными, без сюсюканья и заигрываний. Но их смягчили свойственные творческим людям добрый нрав и чувство такта.
Первая эмоция от отзывов: да вы ничего не понимаете, а сами-то как пишите, вот же я читал, у самих бревно в глазу. Но остыв, ты понимаешь, что все сказанное – сказано верно и тебе во благо. И продиктовано не желанием принизить, а стремлением помочь.
По поводу разборов текстов изумительно верно заметил писатель Игорь Фролов – наставник группы прозаиков: обмен мнениями – это проекция лучей, отраженных от разных зеркал и образующих голограмму, которая и является максимально объективным представлением о литературном произведении.
Вечером первого дня участники совещания были разделены на семь команд за семью столами. Общая тема обсуждений: «Идеальный литературный процесс в регионе» – как реанимировать интерес массового читателя к современной литературе. У каждого стола обозначена своя подтема. Участники вносят предложения и через некоторое время меняются столами. Команды, по замыслу, образуются хаотично: кого какая подтема заинтересует в первую очередь, за тот стол он и садится. Каждый должен пройти все семь столов.
На выходе мы получили стратегию по популяризации современных авторов и их произведений. Всего было выработано около пятисот маркетинговых решений и идей, самая забавная из них – внесение уголовной ответственности за равнодушие к литературе.
На второй день семинара, вечером нас собрали в конференц-зале и рассадили по столам, по семь-восемь человек. Круглый стол на свободную тему. Под релаксирующую классическую музыку мы делились впечатлениями от увиденного и услышанного.
Пожалуй, для всех прибывших на семинар творческая встреча с единомышленниками является хорошим способом выдернуть себя из серых будней. Убедиться, что ты не одинок и то, что ты делаешь, может быть востребовано другими людьми.
Если во время семинара мы вынуждены были говорить друг другу не всегда приятные вещи, то сейчас нам представился случай открыться, побеседовать вне формата и лучше узнать другу друга. Эта возможность познакомиться с новыми людьми была не менее увлекательной, чем изучение произведений коллег и их обсуждение на семинарских занятиях.
Ну и, конечно, нельзя не отметить конкурс поэтов, состоявшийся на второй день. Пространство конференц-зала озарила многоцветная радуга удивительных поэтических миров, запечатленных в стихах таких непохожих, обволакивающих, трогательных, передающих тончайшие оттенки впечатлений, ощущений, восприятий.
Привлекло внимание артистичность исполнения, умение держаться на публике, хороший навык декламирования. Слушаешь с восторгом и затаенным дыханием, боясь спугнуть бабочку поэтиного сердца, порхающую по залу от чтеца к чтецу. При декламациях часто использовались театрализованные сценки, часть которых была придумана тут же на ходу.
Каскад эмоций и высокая концентрация поэтической энергии держат в напряженном внимании, хочется всё происходящее воспринять максимально полно, запомнить все нюансы и рассказать другим. Мао Цзэдун говорил, цитируя классическое стихотворение: «Пусть расцветают сто цветов». И каждый автор в тот вечер, словно бутон, распускающий лепестки, показал себя в личностно-психологическом и поэтическом смыслах как сложное и уникальное явление. Все были настолько самобытно великолепны, что я подумал о том, что победителями стали все, кто выступил в тот вечер.
Воскресник
Третий день, подведение итогов. Состоявшиеся, по мнению мастеров, авторы были рекомендованы к вступлению в Союз писателей России. Наиболее многообещающим даны рекомендации на Ежегодное Всероссийское Совещание молодых литераторов в Химках. Лучшие произведения будут опубликованы в толстых литературных журналах и на сайтах: «Бельские просторы» (Уфа), «Волга – XXI век» (Саратов), «Формаслов» (Москва) и Лиterrатура (Москва).
После обеда мы вернулись в столицу республики. Уфимцы под звуки песни Шевчука «Белая река» рассказывали о достопримечательностях, мимо которых мы проезжали. Удивило, как хорошо они знают родной город. Потом экскурсия по историческому центру, больше всего запечатлелся в памяти Арт-квадрат – прекрасный образец уличного творческого пространства. И венец совещания – концерт в клубе Bolshoi, где выступили лучшие музыкальные группы Уфы: «Санки», Ксения Полтева, «Узорица», Екатерина Ямщикова. А также некоторые участники семинара прочли свои стихи. Свои стихи прочел и Тэм Булатов – фронтмен группы «Люмен».
И немного жаль, что я не ко всем решился подойти и познакомиться. Но я внимательно наблюдал, пытаясь впитать в себя все ощущения, нахлынувшие на меня мощным и ярким потоком. Я любовался в одинаковой степени как мастерами, так и семинаристами – такими блестящими, интеллектуальными, свободомыслящими и разными, но принадлежащими к особой расе – расе художников. О таких хорошо сказал Генри Миллер в романе «Тропик рака»:
«Движимые неведомыми побуждениями, они берут безжизненную массу человечества и, согревая ее своим жаром и волнением, претворяют сырое тесто в хлеб, а хлеб в вино, а вино в песнь – в захватывающую песнь, сотворенную ими из мертвого компоста и инертного шлака».
И, несмотря на то, что со многими я даже не обмолвился и словом, но каждым я был восхищен, каждый мне стал чем-то дорог, и я постараюсь подольше сохранить в памяти впечатления, полученные в Салихово. И хочется крикнуть вдогонку с помощью этой сумбурной заметки: «Вы – прекрасны! Я желаю всем вам вдохновения, новых творческих побед и великих свершений!».
Игорь ГУБЕЕВ