Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
6 Октября 2020, 20:20

Литпроцесс сегодня

Новому поколению литераторов представилась возможность усовершенствовать профессиональные навыки на восьмом всероссийском семинаре-совещании молодых писателей «Мы выросли в России-2020».

Участники и наставники
Семинар, проведенный в Оренбурге, призван помочь молодым авторам в возрасте от 18 до 35 лет пробиться к массовому читателю. В его рамках формируется среда для общения начинающих свой творческий путь с уже признанными мастерами слова.
В пяти номинациях приняли участие около сорока поэтов, прозаиков, драматургов, фантастов и публицистов из более чем двух десятков городов. Всего на конкурсный отбор было прислано 220 работ из шестидесяти населенных пунктов России. Лучшие в каждой из номинаций получили сертификат на издание собственной книги.
Главный организатор и движущая сила проекта Виталий Молчанов – поэт, председатель Оренбургского регионального отделения Союза российских писателей.
В число наставников вошли следующие признанные мастера:
в номинации поэзия:
Юрий Кублановский – поэт, эссеист, публицист, искусствовед. Его дебютный сборник «Избранное» был составлен Иосифом Бродским.
Алексей Остудин – казанский поэт и литературный деятель, автор восьми поэтических сборников и порядка двух десятков творческих проектов в области литературы: фестивалей, конкурсов и семинаров.
Публицистика:
Максим Замшев – поэт, прозаик, публицист, главный редактор «Литературной газеты». Его стихи переведены на 15 языков мира.
Вячеслав Моисеев – поэт, прозаик, публицист, автор книги «Репетиция апокалипсиса» – журналистское расследование о ядерных испытаниях на Тоцком полигоне.
Драматургия:
Ярослава Пулинович – российский драматург и сценарист. Ее пьесы сегодня идут в Англии, Польше, Украине, Эстонии, США, а также более чем в сорока театрах по всей России. В творческом багаже 5 фильмов, снятых по ее сценариям, в том числе работа в команде сценаристов фильма «Елки 5».
Александр Тюжин – оренбургский поэт и кинодраматург, вошел в лонг-листы таких конкурсов, как «Астафьевский», «Свободный театр», «Евразия», участник литературного форума в Липках 2011 года.
Проза:
Роман Сенчин – лауреат премии Правительства РФ, обладатель премии «Большая книга», «Ясная поляна» и «Русский букер», прозаик, литературный критик и рок-музыкант.
Краснов Петр Николаевич – прозаик, переводчик. За 40 с лишним лет литературной деятельности издал более десяти книг прозы в стране и за рубежом (ГДР, ЧССР). Его повести, рассказы и главные публицистические произведения опубликованы в центральных журналах страны.
Фантастика:
Роман Злотников – автор книг с суммарным тиражом около 10 млн экз. Обладатель более двух десятков профессиональных и литературных премий.
Виталий Иванович Пищенко – секретарь правления Союза писателей России, председатель совета по фантастической и приключенческой литературе, лауреат литературных премии им. Симонова, Пикуля, Фадеева, Ефремова.

Программа семинара отличалась насыщенностью и разнообразием мероприятий. Среди них – экскурсия по историческому центру Оренбурга, где сохранилось множество зданий XIX века, воссоздающих атмосферу эпохи Пушкина и Достоевского. В первый день занятий состоялся вечер поэзии «Читая звезды» с участием почетных гостей, оренбургских авторов и участников семинара-совещания.
На второй день был проведен молодежный вечер «Новые громкие» в мегамолле «Армада» – огромный заводской корпус бывшего шелкокомбината, перестроенный в торговый комплекс титанических масштабов с шикарными интерьерами из стекла и мрамора. Стихи читали Оренбургские поэты и гости – причем участники не только секции поэзии, но и в других номинациях нашлись авторы, владеющие рифмой.
В заключительный день семинара была организована поездка в село Аксаково, в усадьбу автора «Аленького цветочка» С.Т. Аксакова, проведена экскурсия по дому-музею классика.
В качестве одного из самых увлекательных событий стоит отметить неформальную беседу во время поездки в Аксаково между оренбургскими поэтами. В Оренбурге необычайно активно и разнообразно поэтическое движение. Существует пять литобъединений: «Другая среда», «Однослож», «Декадент», «Алый Цвет», «Лито имени Даля». У каждого своя специфика и оригинальный подход. В «Декаденте» делается упор на содержание текстов, на их анализе и разборе. «Другая среда» акцентируется на публичных выступлениях, через выразительность подачи, они стремятся побудить зрителя прочувствовать стихотворение. «Однослож» изобретает новый язык, двигаясь в направлении Алексея Кручёных, их тексты строятся на авторских неологизмах. Через деятельность этих объединений проходят сотни авторов всех возрастов и толкований.
Семинар обрастает легендами. Наиболее забавной и символичной мне показалась следующая история.
В гостиничном номере в перерывах между занятиями отдыхают поэты. Один из них, оглядев скромный интерьер, замечает товарищам: «Что-то скучно, даже часов нет». И, подойдя к стене, карандашом рисует на обоях циферблат со стрелками, показывающими половину пятого. «Ну что, легче стало?» – спросили его. «Да! Скоро ужин!» Ирония ситуации показывает, как творческие люди способны менять окружающий мир, делая его более светлым, вселяя в него надежду одной лишь силой воображения! И мир словно подчиняется им.
Отличительная особенность семинара 2020 года в том, что участники, создав группу ВКонтакте, сами организовали обмен рукописями между собой. Появилась возможность предварительно прочесть произведения других семинаристов с тем, чтобы более детально высказаться о работах коллег. Чего не было в прошлые годы. Благодаря проявленной изобретательности, обсуждение произведений получилось более содержательным и всесторонним. Надеюсь, подобный обмен будет практиковаться и впредь в качестве доброй и полезной традиции.
Стоит отметить довольно сильный состав участников – много выпускников и студентов филологических вузов, что положительно сказывается на качестве работ и на критических разборах произведений собратьев по перу.
В этом году первые места заняли:
Проза – Ирина Данилова, Санкт-Петербург, повесть «Тоннель». О дружбе школьников: тихони Вани и любящего приключения Костика, по милости которого Ваня все время попадает в глупые ситуации.
Фантастика – Сергей Макаров, Оренбург, «Боги Изумрудного города». По словам автора, его произведение являет собой внебрачное дитя матрицы, черного зеркала и… волшебника страны Оз.
Поэзия – Александр Лошкарев, Липецк. Стихи о суровой действительности рабочих окраин, сохранивших тяжелое наследие лихих 90-х.
Драматургия – Наталья Бондарь, Екатеринбург, пьеса «Мне приснилось, что ты умерла». Героини обсуждают свои сны, личную жизнь и видеоигры, находясь под довлеющей угрозой Ковида. Причудливый, сюрреалистический постмодерн.
Конечно, литературные фестивали нужны прежде всего для того, чтобы автор смог понять, интересно ли он пишет, какие ошибки допускает и как можно сделать текст лучше. Но главное достоинство таких встреч отметил оренбургский поэт Александр Кузнецов:
– «Мы выросли…» и подобные мероприятия – они не про тексты, а про людей. Они созданы для того, чтобы у пишущих людей была возможность знакомиться, узнавать друг друга, взаимно обогащаться опытом, знаниями, и узнавать о литпроцессах в других городах и это прекрасно!
Именно в этом смысле семинар несомненно удался – как непосредственный участник событий могу сказать, что здесь я познакомился с людьми близкими по духу и приобрел много новых интересных друзей. Необычайно тронуло душевное гостеприимство и сердечная теплота оренбуржцев. Хочется выразить благодарность организаторам семинара и участникам-жителям Оренбурга, оказавшим нам комфортный приют и добрую компанию.
Вся мировая литература это способ общения между людьми, культурами, странами, возможность объединения в едином культурном пространстве. И эту консолидирующую функцию семинар выполнил выше всех самых восторженных похвал и многообещающих ожиданий!

Игорь ГУБЕЕВ