Они верили, что умершие помогали им с того света, и после смерти близкого человека делали куклу «бабу», в которую вселялся дух умершего. Затем заворачивали ее в шубу, сшитую из шкур животных, мехом наружу – ягу. Такую шубу носили женщины. Отсюда и название – баба-яга. В то время был матриархат, что объясняет женский род куклы.
После того, как «бабу» заворачивали в ягу, сколачивали «священный» сруб – без окон, без дверей – и помещали туда куклу. Вместе с куклой клали драгоценности и прочие атрибуты умершего и относили в чащу леса, далеко от поселений. Затем постройку устанавливали на стволах подрубленных деревьев, чтобы ни звери не могли достать, ни люди украсть.
Почему на курьих ножках? Стволы подрубленных деревьев «окуривались» можжевеловыми ветками, отсюда «курьи», а не куриные.
Почему без окон, без дверей? А зачем ритуальной кукле окна?
Почему костяная нога? Такая нога – признак мертвеца, принадлежности к царству мертвых.
Почему в ступе летает? Это похоронная урна, чаще деревянная у славянских народов, считалось, что там прячется душа усопшего.
А уж метла – это исконно женское средство, связано с магией очистительной силы.
К устрашающему образу злой колдуньи Бабы-яги примыкает поверье про зажаривание в печи. На самом деле так знахарки выхаживали младенцев и лечили детей. Заворачивали ребенка в тесто, и укладывали в печь, там он «припекался», донашивался, или выздоравливал, если болел. И перерождался для новой жизни.
По исследованиям этнографов в древних племенах так же был такой обряд, он назывался «очищение огнем» и служил для инициации подростков. Его проводила старая женщина-жрица в пещере или глухом лесу, где подростки должны символически умереть, чтобы возродиться мужчинами и стать полноценными членами племени, вступить в брак.
Образ Бабы-яги и ее обряды зашифрованы в сказках: герой попадает к Бабе-яге в избушку, т. е. в мир мертвых, «умирает», проходит испытания и возрождается в новом качестве. Баба-яга при этом является проводником перемен.
Очевидно, что все атрибуты нашей ведьмы связаны со смертью. Такое восприятие отражает наши глубинные страхи, ужас непознанного, неизвестного, невидного.
И тем не менее Баба-яга – это архетип мудрой Первозданной Женщины, Дикой Матери – наставницы. Матери помогающей и карающей. Поэтому этот образ так прочно укоренился в нашей коллективной и индивидуальной культуре.