Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
16 Марта 2020, 17:24

О некоторых последних романах Андрея Белянина, или «Тут и сказки конец»

Навскидку я не могу назвать ни одного русского фантаста, который так часто относился бы к русскому Фолкнеру и казачеству, кроме Андрея Белянина. Его книгами зачитывалось множество моих знакомых, пока я недоумевал, что они в нём находят. Но однажды я всё-таки «просёк фишку»: первым я прочитал «Тайный сыск царя Гороха» и, о небо, как же это было замечательно! Вот та самая «реальная сказка», которой так не хватало, где герои знакомы, но от этого кажутся объёмнее, потому что их биографию мы знаем наизусть с детства, сюжет ненавязчивый и увлекательный, да и юмор простой и к месту. Так я открыл для себя чудесного автора, а «Лукошкинский цикл» стал моим любимым. Так и оставалось вплоть до недавнего времени.

Романы о милиционере (тогда и слыхом не слыхивали о полиции в России), попавшем волею магии в тридевятое царство, по своей душевности и какой-то очаровательной простоте похожи на лубочную литературу. И «русским духом запахло» здесь не только из-за классических персонажей, а из-за того, что здесь нет попытки адаптировать сказку под современность, а наоборот – «сегодня» вместе с читателем становится частью этой самой сказки. Поэтому пресловутый сюжет про «попаданцев» здесь видится другим, что закономерно: Никита Иванович Ивашов, оказавшись в стольном граде Лукошкино, не пытается вернуться в своё время – человек найдёт применение своим навыкам везде – здесь ему по-своему лучше. Баба Яга, деревенский оболтус Митя и даже сам Горох становятся его семьёй, а потом привязкой к этому миру становится и любовь, а Олёнушке – этот мир незачем покидать. Эта особенность не только цикла про опергруппу в Лукошкене, но и всего творчества Белянина: в «Багдадском воре» Лев Оболенский тоже успешно адаптируется на средневековом востоке и также становится частью большой семьи, если можно так выразиться. От этой душевности, присутствия именно сказочной морали, что семья, любовь и добро сильнее обстоятельств – нельзя устать, но чрезмерная простота начинает играть с романами Белянина злую шутку.
Если читать Лукошкинский цикл не по хронологии событий, а в порядке написания книг, то можно заметить тенденцию, что Белянин из книги в книгу расставляет «ружья Чехова», которые всегда закономерно стреляли. Например, так получилось с любовной линией Олёны и Никиты: во второй книге «Летучий корабль» завязываются отношения между главными героями, но из-за того, что девушка отдана Кощею, соединиться сердцам не дано, однако читателю дан точный сигнал, что закономерный итог таки состоится. Автор проводит нас через все стадии романтических отношений и в «Жениться и обезвредить» мы видим долгожданную свадьбу – всё, это финал линии.
Но вот появились две новые книги из цикла: «Ржавый меч царя Гороха» и «Чёрный меч царя Кощея» – и вроде всё то же, но почему-то появляется куча вопросов. «Ружья» почти не стреляют, приведу пример: в «Ржавом мече» рассказывается о оружии, которое «на раз» отрубает голову Змею Горынычу, который как персонаж дебютирует уже во втором новом романе. Как показывает нам сюжет, Баба Яга знает, как использовать этот меч, а потому в руках деревенской опергруппы находится грозное оружие против нечисти. И вот уже читатель в предвкушении, что условный «богатырь» или главный герой (разницы нет), ведомый праведным гневом, пойдёт на «супостата», будет невыразимая битва между «бессмертной мафией» (в лице Кощея или того же Змея) и добрым молодцем. А свидетелями сей «рати» будут все ключевые персонажи. Но ничего такого даже близко автор не даёт.
Не стоит думать, что раз романы полуюмористические, то Белянин попросту не может дать эту глубокую драму, которая ознаменует конец истории «былинного» следователя. В книге «Опергруппа в деревне» он уже показывает свой потенциал в данном направлении на моменте битвы с Каргой-Гордыней: целый полк главных героев идут встать грудью против могущественного зла, зная, что этот поход может стоить им всем жизни. Книга «Сотник и басурманский царь» стала сотым романом в творчестве Белянина, а значит, писать он может и умеет делать это качественно. Возможно, что, вводя в фабулу мира этот пресловутый «ржавый меч», автор так и не решил, что с ним делать, а потому решил в дальнейшем вообще игнорировать его существование.
Несмотря на досадную «пропажу» меча, стоит отметить, как грамотно выстроен мир Лукошкина: это не просто одинокий город посреди России, а часть мира – страна имеет соседей, а потому столицу иногда посещают послы и представители других народов и следовательно Царь – это не просто «болванчик» на троне, а реальный монарх, от действий которого зависит политический климат. С каждым новым романом цикла Белянин делает мир сказки всё более объёмным, подавая новые элементы, меняя декорации и вводя незначительных второстепенных персонажей: из таких маленьких частичек создаётся ощущение не просто сказки внутри картинки, а наоборот развёрнутой панорамы. Так в первом романе мы видим Лукошкино изнутри, затем узнаем, что есть Замок главного «мафиози» и дальше «по накатанной»: леса и поля близ стольного града, окрестные деревни, в частности Подберезовка. Мы узнаём о личной жизни Яги, Кощея, о русалках, Морозе Ивановиче и Сивке-Бурке, но подано это грамотно, без ненужных вкраплений в сюжет. Чувствуется нужность этих персонажей внутри данного мира, как, например, в «Отстреле невест» ощущение зимней сказки создаётся присутствием Морозко. Но затем появляется Горыныч и «сливается» за одну книгу без права на реабилитацию, оставляя читателя с ощущением «филлерной серии», которую можно было пропустить и при этом не потеряться в сюжете.
Сказать, что «серия скатилась – уже не торт» нельзя: романы обладают тем же очарованием, что и раньше, только в меньшей степени. Ходы стали более предсказуемы, сказочность местами слишком вычурной, а сказать новое слово становится всё труднее. Быть может, это проблема затянувшейся истории? Лукошкинский цикл – это прежде всего добрая сказка на манер фильмов Роу, со своим посылом и моралью. Да, никто не хочет, чтобы полюбившаяся история кончалось, но никто не любит затянувшегося рассказа. У Андрея Белянина есть циклы, которые кончаются «правильно», где всё, что надо, сказано и никто не потребует добавки – это трилогия «Оборотный город», «Ааргх» и «Багдадский вор» (третья часть которого, кстати, слегка подкачала). История Никиты Ивашова должна была закончиться романом «Жениться и обезвредить» на ноте «и я там был, мёд-пиво пил…».
В заключение хочется сказать: Андрей Олегович, завершите цикл, хватит продолжать сказку. Поставьте «глубокую» точку с солёным вкусом слез, что в итоге всё кончилось благополучно, как получилось у вас с «Оборотным городом». Пусть кто-то потребует «добавки», но внутри себя каждый будет знать, что здесь не Багдад тысячи и одной ночи, а значит, истории не могут продолжаться слишком долго.
P.S. Когда же начнут экранизировать Белянина? В 2013 году начал создаваться фильм «Казачья сказка» по книге о казачьем сотнике. Увы, проект был заморожен и «воз и ныне там».
Владислав БУРУХИН
Читайте нас: