Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
22 Февраля 2020, 20:10

Шестьдесят пять жизненных лет и оттенков – не только серого. Часть восьмая

Даниль Галимуллин, писатель-юбиляр в гостях у «Истоков» А теперь я обещал сказать пару слов сравнения о коррупции – раньше и сейчас, то есть во времена моей молодости и теперь. Наверное, в то время тоже была коррупция, а вот каковы её масштабы? Я сталкивался только с бытовой коррупцией – цена её была коробка конфет или бутылка спиртного. Ну, а сейчас мы слышим в СМИ такие масштабы – заводами и пароходами… Правда, радует в последнее время: коррупционеров судят и сажают. Политика всех органов власти нацелена на то, чтобы простому человеку жилось хорошо.

А сейчас я скажу одну мудрость, которую мне сказал один человек:
«…если за свою жизнь человек не увидел ту хорошую жизнь, которую ему обещали, он никогда её не увидит…»
Вот вы спросили, в чем логика творчества. Думал ли я на эту тему. Я вырос в советское время, поэтому о вере в бога, как и у большинства сверстников, не могло быть и речи. Поэтому вынесем это пока за скобки. А вот слово «творец» приходилось слышать мне часто. И вот недавно задумался о сотворении нашего мира, который окружает нас, о цивилизации, о людях – это все не могло быть создано без творчества. Вот вам и логика, и вот вам образец. Если творишь, то сопоставляй с тем прекрасным, что создано на земле. И вот еще – у меня самого, когда у меня что-то получается… я испытываю ощущение прекрасного, когда бывал в самых красивых местах и испытывал очарование! Творчество манит тем, что это колоссально интересно и оно заразительно. Заразившись раз, надолго остаешься в плену тех чудесных творческих переживаний.
Еще несколько слов своего мнения о таланте и способностях. Здесь я приведу пример Александра Сергеевича Пушкина. Почему? А вот почему – среда в его семье, в которой прошло детство А.С. Пушкина. Дядя Александра Сергеевича был поэт. У Пушкиных собирались и другие поэты, и маленький Саша впитывал атмосферу поэтических вечеров, что способствовало развитию у него способности стихосложения. А наблюдательность, большое желание писать, работоспособность и многое другое сделали А.С. Пушкина гением.
И вот о способностях. Способности к литературной работе, я думаю, есть у многих – надо их только развивать. Для этого надо очень много читать – тогда может появиться представление и знание о литературе. Потом появится опыт сравнивания: сюжеты и стиль написания разных произведений. Наблюдать жизнь людей (и мотать себе это на ус). И главное, трудиться и читать много, и наблюдать много, и потом, формируя образы в уме, писать.
А что же получится – что-нибудь, да получится. И потом, надо совершенствоваться. И еще рядом со способностью соседствует мотивация сочинять. Я не бог знает какой писака, но хочу привести свой пример. Лет 20-ть назад, в связи с трудностями в моей работе, у меня начала болеть голова, не переставая. И чем дальше, тем больше. Все время пил сильные обезболивающие таблетки. Потом, так получилось, нашел причину болей и вылечился, а вот память стала подводить. И это тоже стало прогрессировать. Тогда одна знакомая женщина посоветовала читать чьи-то стихи и стараться их запоминать. Это и стало моей первой мотивацией. Стал читать и запоминать. А потом свои какие-то рифмы появились. А через год где-то узнал про УФЛИ. Дальше вы знаете.
А три года назад случился инсульт. У меня еще в больнице возникли образы и сюжеты. Это было мотивацией писать новые рассказы и басни, а это в свою очередь стало мотивацией для того, чтобы стать на ноги (я 2,5 месяца пролежал не вставая). Сейчас я по утрам гуляю по двору 74-й школы, которая рядом с домом. У меня там уже намоленное место (в прямом и переносном смысле). Из этой школы два её выпускника, ребята 1976 года рождения, – Теплов Дмитрий и Гильфанов Руслан в рядах Российской армии погибли в боях в Чеченской республике и оба награждены орденом Мужества – о чем написано на мемориальных досках на стенах школы. Это о молодом поколении – на заметку. Территория 74-й школы – это место, где у меня появляется мотивация и возникают новые сюжеты. Но признаюсь, чтобы что-то стоящее написать, в жизни нужны, наверное, еще вдохновение мастерство, и еще что-то такое…
Ученики этой школы всегда спешат мне на помощь, когда я зимой поскользнусь или так упаду (а такое бывало) и дверь мне помогают открывать – а это немало!
Был вопрос: как получаются у меня басни?
Вокруг нас много того, где действительность как будто поставлена с ног на голову. Вот от этого в основном и рождаются сюжеты басен. Вот, например, я написал свою вариацию к басне Ивана Андреевича Крылова «Кукушка и петух»:
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку. (Крылов)
Моя вариация:
Их рейтинги, как на дрожжах растут,
А с ними и несметные богатства.
Кто их покритикует – заклюют.
Не терпят эти птицы панибратства.
За что ж бояться им греха
Или какого-то позора:
Петух – начальник ЖКХ,
Кукушка – ТЕХНАДЗОРА.
Падает ли престиж литературы – наверное, есть спад, и это относится ко всем печатным изданиям. Пока что по всему миру выживают брендовые издания, которым примерно по 100 лет. И еще может литература не поспевает за сегодняшним временем: я это в отношении к сегодняшнему стилю и форме обобщения взлетов и падений смыслов, а не к формам экстравагантной подачи произведений. Это все совпало еще с переходом на электронные носители информации и оплата литературного труда – далеко не на высоком уровне. Но мне кажется, если и есть спад, то это все временно, я почему-то думаю, что литература скоро возродится, а может уже начала возрождаться.
Спад, еще пример – я думаю, это литература с натянутым сюжетом. Это в основном связано с сериалами. Мне во время пика моей болезни пришлось в связи с тем, что надо было отвлечься от недуга, смотреть сериалы. Сюжеты несложные, в основном однообразные, где почти 98% всего сериала (фильма) торжествует зло. 1% это переход от зла к добру и еще 1% смазано – показано торжество вроде бы добра. Тот, кто снимает это, считает, что снимает жизнь нашу. Хотя снимают это только из-за денег. И основная философия – «пипл хавает». И что остается в подсознании от сериалов: что почти 100% в нашей жизни – зло. Судя по этим фильмам, Петербург и Ленинградская область – это бандитское логово (Чикаго и Сицилия отдыхают). Судя по другим фильмам, судьба и становление 80-ти процентов женщин приходится на тюрьму и зону. И в первом случае, и во втором это неправда, а стереотипные сценарии. Я считаю это неправильным, не должно быть столько зла на экране.
Мне советуют (и в отношении сериалов, и рекламы) не смотреть. Мол, их никто не смотрит, за исключением «озабоченных домохозяек». А что они – не люди, что ли? Это тыл всех семей.
А. К.:
– Что происходит у нас и в мире – как охарактеризовали бы Вы наше время?
– В мире, если в целом, происходит много чего, но все это и происходило раньше. Чьи-то глобальные интересы (понятно, чьи) и вечный конфликт интересов (это лично мое мнение). Я думал, мельдониевый скандал канул в лету, и к России нет претензий, а нет, все возвращается. Вот и думайте: где нам больно, туда и прилетает… И есть такие, и их немало, кто злорадствует, потирая руки. Если живешь в России и дышишь её воздухом, то должен, если не приносишь ей пользу, по крайней мере, уважать её. Но эти люди, о которых я сказал, будто бы сидят в противогазах, и говорят о России через губу. А я живу в России и люблю её. Поддерживаю политику В.В. Путина – к остальным же у меня бывают вопросы.
И еще что я слышу чаще всего последние десять лет после мильдония – это инвестиции. Все ждут инвестиций! А мне хочется задать вопрос: все ли готово принять инвестиции и все ли готовы? Наверное, бывший министр финансов Московской области некий Кузнецов, которого осудили недавно на 14-ть лет, тоже ждал инвестиций? Я понимаю, когда есть многократно проверенный бизнес-план, все очень хорошо подготовлено к делу, предприниматель или кампания уже много лет успешно работает с хорошим результатом, и есть гаранты, и существуют механизмы постоянного контроля использования средств и т. д. Я за инвестиции, они нужны! И, не в укор ждущим с неба инвестиций, хочу вспомнить, как во времена Великой Отечественной войны наши отцы и матери, наши деды и бабушки на заводах и в колхозах без инвестиций впряглись – в прямом смысле вооружали и кормили армию и отстояли страну.
Что у нас происходит? Первое, что приходит на ум, – мусорная реформа. За мою 65-летнюю жизнь я о стольких реформах слышал, что не перечислить. Эта первая предметная и осязаемая реформа. А если серьезно, я в жизни много помотался везде – и везде мусором завалено. Я за реформу. Когда не будет отходов и все будет перерабатываться, меньше будут люди набирать, думать, что лишнего не надо брать, и природа будет почище. Дай Бог, чтобы получилось с мусором – я сейчас это искренне. В нашей 9-этажке заварили на этажах люки мусоропровода. Я лично свой мусор выношу на улицу в специальные баки. Дело пошло. Глядишь, потом и за мусорную реформу в головах возьмемся. А еще я представил на минуту, как некоторые люди мусор, который в их голове, вываливают в чужие головы. Так и живут с мусором и те, и другие. Сейчас сказал это и подумал: люди после этого скажут «Даниль Галимуллин, видно, хорошо только в мусоре и разбирается» (шутка).
А вот еще меня заинтересовало последнее присуждение нобелевской премии за 2019 год в медицине – Уильям Келин, Грегг Семенза и сэр Питер Рэтклиф – с темой, как клетки реагируют на кислород и его отсутствие. Нет, не само присуждение премии, а я сейчас вам обозначу то, что уже рассказывал в середине этого интервью. Как в г. Иолатане Владимир Иванович мне поведал о раковых клетках. Так вот, теперь выясняется, внутри самих клеток (связано это с гидролизом клетки) действие агрессивного кислорода чаще всего вызывает раковые клетки. А начал исследовать эту тему Томас Линдал, химик, лауреат Нобелевской премии за эту работу в 2015 году. Может, я не совсем ясно объяснил всю проблему, но в итоге последних исследований вскоре должны появиться лекарства от некоторых видов рака.
Читайте нас: