В книге представлены читателю две повести, связанные между собой не только единым названием, но и сюжетными линиями, прообразами героев, а главное, принадлежностью к истории славного русского семейства Аксаковых. Впервые оба текста – незавершенная повесть С.Т. Аксакова «Наташа. (Очерк помещичьего быта)» и «Наташа. Истинное происшествие (1811–1814 гг.)» Н.Т. Карташевской – представлены вместе (с. 32–69, 72–111) и сопровождены уникальными документальными материалами, историческими, литературными и краеведческими исследованиями.
Издание открывают – вступительная статья ректора Государственного университета по землеустройству, академика РАН С.Н. Волкова, доцента кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГУЗ Е.С. Киевской (с. 6–21) и статья старшего научного сотрудника Мемориального дома-музея С.Т. Аксакова в Уфе Т.Е. Петровой «О принципах публикации текстов» (с. 22–29).
Книга подготовлена к Третьим Аксаковским образовательным чтениям в Государственном университете по землеустройству, которые состоялись 12 декабря 2019 года на тему: «Традиции Аксаковской педагогической школы в системе духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи». (См.:
https://www.guz.ru/about_the_university/news/352/).
В университете уже стало доброй традицией проводить Аксаковские образовательные чтения, по итогам которых выпускаются сборники докладов и научных исследований, связанных с жизнью и деятельностью С.Т. Аксакова, его родных, близких и коллег. Например, в 2016 году совместно с Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН издана книга: «Переписка старших Аксаковых с детьми и внуками (1816–1836)», являющаяся уникальным источником сведений о жизни и быте мелкопоместного дворянства. В том же году увидела свет и монография «Первый директор Межевого университета».
Над повестью «Наташа» С.Т. Аксаков начал работать летом 1856 года. Главной героиней повести стала родная и любимая сестра писателя – Надежда Тимофеевна Карташевская (Аксакова; 1793–1887), которая впоследствии написала свою
версию книги и, таким образом, завершила рассказ своего брата. Как и во всех своих произведениях, Сергей Тимофеевич и в этой повести отвел большую роль реальным людям, событиям, семейным перипетиям, а также описанию природы.
В процессе работы над повестью писатель столкнулся с теми же трудностями, какие он испытывал, когда писал «Семейную хронику». Речь идет об «оппозиции» со стороны некоторых членов семьи Аксакова, препятствовавших обнародованию многих автобиографических фактов, которые, по их мнению, могли бы бросить тень на всю семью. К сожалению, повесть так и осталась неоконченной.
О том, как морально тяжело давалась Сергею Тимофеевичу работа над ней, он пишет сыну Ивану 17 сентября 1856 года: «Ты прав, милый друг, “Наташа” возбудила бы больше сочувствия и самого меня заняла бы сильнее, но я прихожу в отчаяние от невозможности написать ее. Правды говорить нельзя, а всякая ложь расхолодит мое воображение, и все дело мне опротивит. Я ничего не могу выдумывать: к выдуманному у меня не лежит душа, я не могу принимать в нем живого участия, мне даже кажется это смешно, и я уверен, что выдуманная мною повесть будет пошлее, чем у наших повествователей. Это моя особенность и в моих глазах показывает крайнюю односторонность моего дарования».
Впервые в полном виде рукопись этой повести появилась в журнале «Русский Архив» (1868. №№ 4, 5. С. 529–584) под заглавием «Очерки помещичьего быта в начале нынешнего века». Воспоминания Н.Т. Карташевской, написанные в 1858 году, были опубликованы только в 1988 году известными уфимскими краеведами Гудковыми как приложение к их краеведческим очеркам.
См.: Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. Незаконченная повесть С.Т. Аксакова «Наташа». Историко-краеведческий комментарий. Уфа: Башкнигоиздат, 1988. С. 162–226.
Рассматриваемая нами книга содержит еще два раздела: «Письма и документы» (с. 113–161) и «Исследования» (с. 163–231).
Первый раздел подготовили ученые Пушкинского Дома: старший научный сотрудник, доктор филологических наук Андрей Петрович Дмитриев и младший научный сотрудник Рукописного отдела Екатерина Сергеевна Левшина. Здесь опубликована, например, роспись приданого Н.Т. Аксаковой 1813 г. (с. 113–121). В этом же разделе помещены и две статьи с публикацией писем разных лет С.Т. Аксакова к сестре и Н.Т. Карташевской к брату и его супруге (с. 137–143, 144–161). Автор первой статьи литературовед, известный пушкинист Николай Васильевич Измайлов, вторую публикацию подготовили А.П. Дмитриев и доктор медицинских наук Сергей Григорьевич Журавский.
Во втором разделе размещена подборка историко-краеведческих и литературоведческих материалов, связанных с изучением родословных связей и биографических данных прототипов главных героев повестей С.Т. Аксакова и
Н.Т. Карташевской. Авторы раздела: краеведы и аксаковеды Григорий Федорович и Зинаида Ивановна Гудковы (с. 163–200), известный историк из Екатеринбурга, доктор исторических наук Евгений Георгиевич Неклюдов (с. 201–223) и литературовед, кандидат филологических наук, исследователь творчества С.Т. Аксакова Александр Александрович Чуркин (с. 224–231).
О краеведах Гудковых надо сказать особо. Их краеведческие изыскания ценны тем, что являются одними из первых серьезных источниковедческих работ по изучению родственного и дружеского окружения семьи Аксаковых. Они как первопроходцы впервые затронули многие вопросы родословных, литературных связей семьи Аксаковых и их ближайшего окружения. Учитывая, что они работали вдали от центральных архивов и не имели тех средств коммуникации, которые сегодня так облегчают труд исследователя, Гудковы совершили беспрецедентное дело: ими составлено самое полное родословное древо Аксаковых, которое хранится в фондах Мемориального дома-музея С.Т. Аксакова в Уфе.