Значение творчества Чехова неоспоримо велико. Он был не только мастером художественного слова и реалистом, но и беспощадным критиком и обличителем всевозможных пороков отдельных людей и современного ему общества. Объектами юмора и сатиры Чехова были невежество, хамство, подхалимство, самоунижение и самоуверенность, заискивание, рабство и лицемерие, тупость, отсталость, эгоизм, лень, ложь, жестокость, произвол и многое другое.
Поэтому произведения Чехова привлекали внимание, их заслужено одобряли широкие круги читателей. Высоко ценили и хвалили его рассказы, повести и пьесы Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, Максим Горький, И. И. Левитан, И. Н. Бунин и многие другие видные деятели литературы и искусства.
Вот как отзывался о произведениях Чехова Максим Горький: «В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя…». В другой раз, после прочтения рассказа «Дама с собачкой», Горький писал Чехову: «Огромное вы делаете дело вашими маленькими рассказами – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни – черт бы ее побрал».
Сам Чехов так писал о своих пьесах: «Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живете. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь… А пока ее нет, я опять и опять буду говорить людям: поймите же, как вы плохо живете…».
Любил Чехова и ценил его рассказы В. И. Ленин. Особое впечатление произвели на него рассказы «Палата № 6» и «Душечка».
Будет, однако, несправедливо, если я не скажу, что в творениях Чехова были и хорошие, положительные персонажи. Таков, в частности, добрый, честный и талантливый врач Дымов из широко известного рассказа (а теперь и кинофильма) «Попрыгунья». Хороша и Нина Заречная из пьесы «Чайка», и многие другие герои и лица.
В своих произведениях Чехов проявил себя не только как талантливый «инженер человеческих душ», но и как великолепный знаток, любитель и ценитель природы во всех ее проявлениях. Об этом я и хочу рассказать подробнее.
Картины природы у Чехова создают живой, красивый фон, на котором разворачивается содержание рассказов. Вот пример из рассказа «Попрыгунья»: «Второго сентября день был теплый и тихий, но пасмурный. Рано утром на Волге бродил легкий туман, а после девяти часов стал накрапывать дождик. И не было никакой надежды, что небо прояснится».
В начале рассказа «Гусев» мы читаем, как находящиеся в судовом лазарете парохода ощущают море: «…наступает тишина. Ветер гуляет по снастям, стучит винт, хлещут волны, скрипят койки…».
Времена года, погода, растительный мир, разные животные нашли нужные места почти во всех рассказах Чехова. Великолепно отражено все это в повести «Степь». Четыре человека совершают на старой бричке длительный переезд из городка N* в Таганрог. Едут степной дорогой. Тянется выжженная июльским солнцем равнина. Местами стоят загорелые холмы. Небо знойное. Над дорогой летают какие-то птички, в траве перекликаются суслики, где-то плачут чибисы. Испуганная бричкой, взлетает стая куропаток. Кузнечики и сверчки затянули в траве скрипучую монотонную музыку. Над самой землей летает коршун. Душно и уныло. Разнообразие вносят встречные телеги и стадо овец; посеяна пшеница.
«Степь» получила высокую оценку многих видных писателей, включая Л. Н. Толстого. А Максим Горький призывал учиться писать по повести «Степь». Сам Чехов признается: «Пока писал, чувствовал, что пахло около меня летом и степью». А он-то и совершал такие поездки через бескрайнюю степь.
А вот еще пример – картина природы в самом начале рассказа «Егерь»: «Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уж не зеленеть ей… Лес стоит молча, неподвижно…». Красиво?
В картины природы или домашнего быта Чехов хотя бы мимоходом вводит различных животных. Местами животные служат для сравнения с ними людей. В рассказе «Попрыгунья» жена врача Дымова говорила, что у него лицо «бенгальского тигра, а выражение доброе и милое, как у оленя».
В рассказе «Крыжовник» есть рыжая, толстая собака, похожая на свинью. И там же есть голоногая кухарка, толстая и тоже похожая на свинью.
Есть рассказы, где животным отводится значительное, а то и одно из главных мест. Такова старая занесенная снегом голодная лошадь бедствующего извозчика Иона из рассказа «Тоска».
Главным героем был здоровенный налим, застрявший в коряге, которого, как сказал подошедший туда барин, «четыре дурака вытащить не могли».
Есть и другие сравнения: «Хамелеон» и «Лошадиная фамилия». В рассказе «Хамелеон» Чехов наделил названием этого животного полицейского надзирателя Очумелова, который в считанные минуты трижды менял решение о судьбе потерявшего хозяев борзого щенка.
Из всех животных в сочинениях Чехова наиболее часто появляются собаки («Дама с собачкой» или борзой щенок из «Хамелеона»). Есть рассказы, целиком посвященные собакам. Таков рассказ «Каштанка», написанный в 1887 году, ставший всемирно известным и хрестоматийным.
В 1892 году Чехов приобрел небольшую усадьбу Мелихово в Серпуховском уезде, недалеко от Москвы, и перевез туда свою родню. Сюда из Петербурга Чехову прислали двух щенков. Их назвали Бром и Хина. Чехов часто вел с ними разговоры, от которых все домашние чуть не помирали со смеху. По двору бегал и пес Белолобый. Он-то и стал прообразом щенка, описанного в рассказе «Белолобый» в 1895 году. «Славный народ собаки», – говорил иногда Чехов.
В Мелихове Чехову все нравилось, и он часто принимал участие в работах по благоустройству усадьбы. Он с удовольствием копал, сажал деревья, развешивал скворечники, пускал рыбок в пруд. Нравилась ему и собственная комната с письменным столом и большим окном. Зимой окна до половины заносило снегом, и Чехов с радостью наблюдал, как с сугроба в них заглядывали зайцы. Весной в окно смотрели цветущие яблони, за которыми с удовольствием ухаживал сам Антон Павлович.
Здоровье Чехова ухудшалось, и 1898 году он переехал в Ялту. Там для него построили двухэтажный дом на окраине города. И снова, как в Мелихове, он занялся посадкой деревьев, развел цветник. Чехов гордился своим садом и как-то сказал навестившему его в Ялте Максиму Горькому: «Если бы каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!».
Чехов любил природу и постоянно выступал в защиту ее во всех проявлениях. И всегда призывал к этому других людей и критиковал деяния, ведущие к оскудению природы, к обмелению и высыханию рек, к резкому уменьшению численности, а то и к исчезновению зверей, птиц и рыб. Очень хорошо он написал об этом в рассказе «Свирель» в 1887 году.
То же, но еще более четко и целенаправленно, говорит Чехов словами доктора Астрова в пьесе «Дядя Ваня»: «Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллионы деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи… Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы приумножить то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все безобразнее и беднее… Когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти… Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью…».
Сказанное выше вполне подходит к нашим дням. Ведь у нас в России, включая Башкортостан, и сейчас далеко не все благополучно с охраной природы. Не случайно же московские студенты, работавшие одно время на очистке берегов Байкала, вывесили там плакат, подправлявший известный призыв И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милости от природы после того, что мы с ней сделали». А знаменитый писатель и журналист Василий Михайлович Песков в начале этого года обратился к президенту России В. В. Путину с просьбой пересмотреть и улучшить закон об охране и использовании лесов и прибрежных территорий.
Сейчас для охраны природы нужно работать много и всем – малым и старым, самым высоким начальникам. Работать и головой, и руками так, чтобы не навредить.
Однажды А. П. Чехов в письме к младшему брату писал о необходимости работать: «…трудно работать, но работать все же надо, особенно нам, русским, и в работе надо быть смелым. Есть большие собаки и есть маленькие собаки, но маленькие не должны смущаться существованием больших: все обязаны лаять, и лаять тем голосом, какой Господь Бог дал».
Думаю, что эти слова вполне могут подходить к делу охраны природы и касаются всех и каждого.