«Мой путь, моя судьба...» Часть четвертая
Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
29 Ноября 2019, 13:20

Фантаст и философ

Кто не увлекался научной фантастикой, хотя бы в юности? А что за фантастика без Ефремова, без «Туманности Андромеды», без «Лезвия бритвы», «Часа быка»?

Иван Антонович Ефремов вошел в литературу довольно поздно – уже сложившимся человеком, известным ученым-палеонтологом. Популярность пришла быстро. Но Ефремов – не просто автор интересных фантастических и исторических приключений. Он продолжает традицию социально-философской научной фантастики – традицию, связанную в первую очередь с именем Г. Уэллса.
Пожалуй, вершинами научно-фантастического творчества Ефремова стали романы «Туманность Андромеды» и «Час быка». В «Туманности Андромеды» писатель представляет свое видение будущего человечества. На Земле царит «золотой век», социальная гармония. Земля едина, нет более государственных границ. Расы и этносы органически слились в единое человечество. Свобода, равенство и братство, развитое общественное самоуправление, суперавтоматизация технологий раскрепостили творческую энергию человеческой личности. Научным поиском и творчеством живет человек будущего – равный среди равных в духовном богатстве.
Красивые и душой, и телом гиганты грядущего не стыдятся телесной наготы. Женщина будущего прекрасна и свободна. Антагонистические противоречия в обществе отсутствуют, но жизнь землян не благостно-гладкая (как у эолов в уэллсовской «Машине времени»). Научный и исследовательский поиск порождает новые коллизии. В том числе проблемы, связанные с освоением космических глубин Вселенной… Описан в романе и Остров Забвения, где вольны жить на свое усмотрение те, кто не приемлет господствующий образ жизни.
С принципиально иным обществом сталкиваются земляне-путешественники в романе «Час быка». На планете Торманс сложился тоталитарный государственный капитализм. Жители ее в основной своей массе тоже «равны». В бедности, в бессловесном бесправии. Над массой господствует, разглагольствуя о всеобщем благе, привилегированный слой.
Считалось, что намеки «Часа быка» адресованы китайским маоистам. Но проницательный читатель 70–80-х годов проводил аналогии и с советской действительностью. Надо полагать, поняли это и в идеологическом ведомстве. Роман вышел в свет в начале 70-х и не переиздавался (несмотря на огромную популярность фантастики) вплоть до ослабления цензуры в конце 80-х.
Язык «Часа быка» порою тяжеловат, что несколько затрудняет его восприятие. Но роман затрагивает глубокие философские проблемы. Важнейшая из них – проблема «инферно», той стороны жизни, что связана со страданием, с борьбой за выживание. В преодолении «инферно» видит писатель одну из главных задач разума.
Иван Ефремов оказал заметное влияние на дальнейшее развитие фантастической литературы.


Иван НЕКТОВ
Читайте нас: