В главной трилогии Верна, связанной с таинственной фигурой капитана Немо, идет постоянная несостыковка дат. В «Таинственном острове» колонисты встречают капитана Немо уже глубоким умирающим стариком в 1868 г., но при этом отмечают, что он провел на Наутилусе тридцать лет. Значит, Немо ушел под воду на своей подводной лодке аж в 1838 г. Могло ли такое быть?
Электрическое чудо капитана Немо
Возможно ли это было при уровне развития техники и инженерного дела на тот период? Оказывается, теоретически вполне возможно. Ведь первую действующую подводную лодку «Черепаха», с экипажем из одного человека, изобрел уже в 1776 г. американец Д. Бушнелл (1742–1824), и она была первым подводным судном для военных целей. Она обладала двумя особенностями современной подводной лодки: герметичным корпусом и винтовым двигателем, хотя последний был с ручным приводом. В ходе военных действий во время войны Севера и Юга (а время действия романа Таинственный остров как раз совпадает с этой эпохой) подводные лодки уже применялись. Маленькие суда, известные как «Давиды» (в честь библейского царя Давида, победившего великана Голиафа), были оснащены шестами, на конце которых укреплялись мины, и имели ручной или паровой привод. В 1864 г. судно «Ханли» протаранило корабль северян «Хусатоник» на выходе из бухты Чарльстон. В 1876–77 гг. была изобретена самодвижущаяся мина-торпеда (С.О. Макаров, 1849-1904).
А Жюль Верн в своих произведениях описывает капитана Немо как подлинного гения инженерного дела, надолго опередившего свое время. Если он уже в первой половине XIX в. (заметьте, буквально через год после ранения Пушкина от кремневого пистолета и его смерти при свечах в России) спустил в воду свою замечательную субмарину, то, что ему было не применить самодвижущиеся мины-торпеды против английского судна в 1857 г. и против пиратского брига, атаковавшего колонистов в 1867 г. – буквально всего то на 10-20 лет раньше, чем их изобрели в России?
Да, но при этом Жюль Верн описывает «Наутилус» как очень совершенную подводную лодку, которую вполне можно было использовать и сейчас. И речь не идет о ручном или паровом управлении – в романе «20 тыс. лье под водой» описывается великолепное, полностью автономное судно, работающее на электричестве. Было ли возможно осуществить такой проект в конце 30-х годов позапрошлого века? В 40-е и 50-е годы? (сделаем скидку и будем считать, что Немо постепенно усовершенствовал свой подводный корабль).
В 1800 г. А. Вольта изобрел батарею. Это изобретение дало людям первый постоянный и надежный источник энергии и повлекло за собой все важные открытия в этой области. В 1822 г. А. Ампер создает первый усилитель электромагнитного поля – многовитковые катушки из медного провода, внутри которых помещались сердечники из мягкого железа (соленоиды), ставшие технологической основой для изобретенного им в 1829 г. электромагнитного телеграфа, открывшего эру современной электросвязи. В течение последующих 10 лет М. Фарадей пытался «превратить магнетизм в электричество», результатом чего стало открытие в 1831 г. электромагнитной индукции, что привело к формированию основ теории электромагнитного поля и появлению новой отрасли промышленности – электротехники.
Будем считать, что капитан Немо (принц Даккар) в молодости был хорошо знаком с работами Вольта, Ампера и Фарадея, а возможно, будучи знаком с ними лично, привлек этих гениев европейской науки к созданию своего суперпередового судна. Как видим, это было теоретически возможно уже на рубеже 30–40-х гг. XIX в.
Сделаем скидку и все-таки будем считать, что поначалу судно Немо не обладало такими потрясающими возможностями, какие открылись трем путешественникам, случайно попавшим на Наутилус в конце 50-х гг. Но, учитывая, что создатель судна опережал свое время, будем считать, что к началу 50-х гг. он уже довел его до ума. Ведь даже в отсталой на тот момент в техническом отношении николаевской России, в 1856 г. А.И. Шпаковский изобрел осветительную установку, включающую 11 дуговых ламп с оригинальными регуляторами. Она освещала Красную площадь при коронации Александра II. Другой русский ученый В.И. Чиколев снабдил дуговую лампу дифференциальным регулятором, который был использован и используется до сих пор в мощных морских прожекторах и прожекторных установках.
Таким образом, в свете истории развития электротехники в XIX в. для Даккара-Немо не было никаких теоретических препятствий уже к середине XIX в. поразить мир своим электрическим подводным чудом. Но как быть с тем, что первая глава «80 тыс. лье под водой» называется «Железный кит»?
«Наутилус» с точки зрения развития металлургии и кораблестроения
Как мы знаем, очень часто получается так, что изобретения и открытия долго не могут себя реализовать именно из-за отсутствия материально-технической базы и недостаточного развития производительных сил современного им общества. Многие технические открытия, сделанные на рубеже двух эр и в начале новой эры, которые уже могли превратить античный Рим и древний Китай в страны промышленной революции не получили своего внедрения именно по этой причине.
Могло ли случиться так, что капитан Немо, обуреваемый мечтой об уходе под воду на комфортабельном подводном судне, полностью сделанным из высококачественной стали, натолкнулся в свое время на непреодолимые технические и производительные препятствия к этому?
Как мы знаем из школьного курса истории, уже к началу XIX в. в Англии, как самой передовой промышленной стране того времени, произошел промышленный переворот. Появилось машиностроение. Создание машиностроения и других отраслей крупной индустрии потребовало технического перевооружения металлургии. Доменное производство совершенствовалось по мере интенсификации металлургического процесса. Продолжала улучшаться система подачи воздуха в домну, росла мощность двигателей, приводивших в движение воздуходувные устройства. Клинчатые меха стали заменять цилиндрическими, а позже – центробежными воздуходувками. Применение воздуходувных машин в доменном производстве Англии началось с 1782 г. Однако более прогрессивные центробежные воздуходувки получили распространение с 50-х гг. XIX в., что разрешило проблему подачи необходимого количества воздуха в домну.
Доменный воздухонагреватель впервые был применен Дж. Нилсоном на шотландском заводе Клайд. Патент на это изобретение он получил в 1828 г. Нагрев подаваемого в печь воздуха до 150–300 °С позволил снизить расходы топлива до 40 % и таким образом резко повысить производительность доменных печей.
Успехи металлургии повлекли за собой необычайный переворот в кораблестроении. В 1834 г. произошел перелом в отношении судостроителей к железу как к судостроительному материалу. Этому способствовал случай: на мель село железное судно «Кэрри Оуэн» и несколько деревянных судов. Большинство деревянных судов разбилось, а «Кэрри Оуэн» получило лишь мелкие повреждения, что послужило убедительным доказательством более высокой прочности железного судна. С этого времени «железное судостроение» распространяется все шире и шире и к середине XIX в. утверждается безоговорочно.
Начав с небольших железных суденышек, строители кораблей становились все смелее. В итоге, в начале 50-х гг. XIX в. в Англии на берегу реки Темзы «стало расти в высоту и в длину чудовищное по тем временам сооружение». Это был самый большой в истории флота колесный пароход «Грейт Истен», построенный в 1860 г. Его размеры в 5 раз превосходили самое крупное судно того времени: длина – 210 м, ширина – 25 м, осадка – 18 м, высота надводной части – 8,5 м, водоизмещение – 24000 т. Рассчитан на 4000 пассажиров. Использовано 30000 стальных листов. Первым рейсом доставил людей и грузы из Англии в Австралию.
Даккар-Немо, как мы знаем, ненавидел Англию. Но это вовсе не означает, что он не пользовался ее изобретениями и гнушался услугами ее передовых умов. И, стало быть, никаких препятствий для постройки обогнавшего свое время (здесь имеется не техническая отсталость, а косность умов, препятствующих воплощению передовых идей в жизнь) подводного «железного кита» не было. В наиболее передовой «мастерской мира» были уже созданы для этого все условия.
Спохватившийся писатель в романе «Таинственный остров» относит время экспедиции лорда Гленарвана к середине 50-х гг. XIX в. И это вполне вписывается в картину того мира. К началу 50-х гг. паровые яхты уже не считались чем-то из ряда вон выходящим во флоте передовых европейских стран. Ведь к тому времени Миссиппи изобиловала пароходами, а океаны уже бороздили стальные броненосцы великих держав, и, если верить Жюль Верну, – железный кит капитана Немо, таранивший корпуса своих врагов подводными торпедами.
Если бы я имел моральное право сделать римейк из произведений великого фантаста XIX в., то я добавил бы в него весьма щекотливую интригу: именно «Наутилус» явился причиной крушения корабля капитана Гранта, потому что он носил имя «Британия». Ведь Немо ненавидел все связанное с этими островами, принесшими его родине – Индии – порабощение и гнет.
Исторический постскриптум – к истории национально-освободительной борьбы и об участии в нем принца Даккара
Учитывая несостыковки в повествованиях Жюля Верна, мы должны прийти к весьма печальному для всех его поклонников выводу – принц Даккар в годы своего расцвета никак не мог быть активным участником знаменитого восстания сипаев, потрясшего воображение великого французского писателя середины XIX в. В советском фильме «20 тыс. лье под водой» красочно изображены сцены расстрела восставших сипаев, привязанных к пушечным жерлам, и горе принца, потерявшего свою семью. Но… к 1858 г. капитан Немо вот уже 20 лет как ушел под воду!
Отдадим дань фантазии и таланту Жюля Верна и мастерству советских режиссеров. И тем не менее – могло ли так случиться что причиной, побудившей Даккара погрузиться в воду на Наутилусе, могла стать его национально-освободительная борьба против английских колонизаторов? Ответ – да.
По всей видимости, принц Даккар, если он реально существовал, не восставал против поработителей, а сражался за независимость своего государства. Отставим в сторону вымышленных предков Даккара-Немо, сочиненных Жюлем Верном для наивных читателей своего времени, и обратимся к историческим источникам.
Жюль Верн описывает своего романтического героя так: «Капитан Немо был индусом по происхождению. Его звали принцем Даккаром, и он был сыном раджи, властелина независимого княжества Бундельханда». И сам себе противоречит называя его сыном главы независимого княжества. А было ли таковое в Индии в 30-е гг. XIX века, предшествовавшие трагическому исходу Даккара и превращению его в капитана Немо? Да.