Прошлое смеется мне так весело и бескорыстно, так чисто и открыто. Прошлое улыбается мне одобряющей улыбкой – ты молодец, Флорид, ты все сделал так, как надо, пусть будет спокойно в твоем сердце, пусть будет тихо на душе! И я беру на руки этот смеющийся приветик из детства и бесконечно целую его, пока не отберут, целую благодарно, любя особой любовью, как любят только себя маленького в редких снах-воспоминаниях.
Придет время и я, наверное, буду также улыбаться из прошлого. Но это уже будет улыбка будущего. Дай Бог, всем здоровья и радости, растите, а улыбнуться вам я не забуду, мои милые детки! Лерке – два и четыре, Ромке – четыре месяца. Со временем тематика блога значительно расширилась. Читатель мог ознакомиться с суждениями о «Живом журнале» и френдах, писательском хлебе, о новостях или об истории и о многом, многом другом.
7.11.2006. Я приучил свою голову беспрерывно рождать идеи, темы, сюжеты, сценки, диалоги. Невинная беседа с любым человеком, какая-нибудь пустая картинка, какой-нибудь воробушек на ветке березы… – голова моментально откликается сюжетом. Какая-нибудь перепалочка с женой, с коллегой, с сантехником, с чиновником – и всю ночь голова выдает монологи и диалоги, «достойные пера Шекспира».
Вот и сегодня увидел объявление в Новой драме, ребята, поставившие спектакль «Путин.doc», просят пьесы. Голова моментально выдала крутой сюжет «Преемник.doc». Сразу вижу и зачин, и кульминацию, и финал, и громкие овации в зале. Потом позвонил Булат, нет ли чего на тему такую-то – тут же башка-генератор выдала и зачин, и кульминацию, и финал, и овации в зале.
Не бахвалюсь, не бравирую, а жалуюсь, стонаю, поскольку все это изводит меня. Десятки начатых работ и отложенных проектов, десятки оставленных недоделанными пьес, которые брошены лишь потому, что каждый раз заражаюсь новой идеей… Вместо того чтобы сидеть и думать, как заработать деньги, я продолжаю рождать мусор, который мне уже и не понадобится, дай Бог накопленное переварить.
Отвинтить бы башку и полежать на диване с чувством исполненного долга! Или даже вовсе без чувства и мысли! Или просто с мыслью о красивой женщине, которая лежит где-то в Москве на диване с мыслью... Кстати, вот хорошая тема, снова вижу и зачин, и почин, и овации в зале…
29.05.2009. Премьера в Туймазах. Десятая за сезон. Потрясающая. «Любовь окаянная». Пьеса, с которой Пензенский госдрамтеатр в девяносто Бог знает каком уже году участвовал на фестивале в городе Смоленске. Тогда я еще ездил по всяким таким мероприятиям и сохранил о том спектакле и фестивале в целом самые приятные воспоминания. Сейчас на профиле пользователя висит пометка: «Здесь моя комната отдыха. Сюда я захожу выкурить пару-тройку сигарет, выпить стакан кофе. Не более того. Не ищите меня здесь».
Популярность в сети малых форм, а не пьес («Пьесы, а также повести, романы в сети, увы, мало кто читает. Сеть для коротких форм», – замечает Ф.М. Буляков) – одна из многочисленных тенденций сетевой литературы, сложившихся по мере развития Интернета. Выход литературного процесса в электронную среду изменил соотношение Автор: Издатель, Автор: Читатель, Литература: Культура. Исчезли посредники (цензура, издатель); обнулились понятия «автор» и «читатель», породив «царство масок», коллективное соавторство; оказалось переписано понятие текста (ставший теперь интерактивным, нелинейным и мультимедийным, благодаря включению гиперссылок, тэгов, аудио-, видеофайлов и пр.).
На наших глазах происходит третье качественное изменение соотношения Автор – Текст – Читатель. В письменной культуре эти взаимоотношения активно изучаются библиопсихологией (начиная с трудов Н.А. Рубакина, 1912). Этот треугольник распадается на различные по направлению трансформации взаимоотношения, которые можно классифицировать полярными пунктами: массовая культура: авторское искусство, в крайних точках доходящих до отсутствия авторского «я» в масс. тексте и «мы» в авторском тексте.
Не зря Джеймс Джойс мечтал об идеальном читателе «Улисса», а Томас Элиот вынужден был вводить авторские комментарии к своим поэмам. В устной культуре Текст меняется под влиянием аудитории, дискурса. Автор стремится к контакту со слушателями, что происходит в изменении не только текста, но и маски Автора (его костюма, вокала, эмоциональной характеристики, жестикуляции и др. телодвижений). Это непроизвольная реакция – подлаживание под слушателя.
Компьютерный дискурс, то есть коммуникация с помощью компьютерных средств, в недавнее время претерпел скачкообразное качественное развитие – в электронной среде так называемой web 2.0. Ее качественное отличие – активное участие пользователей в наполнении и редактировании контента, их социализации. Привычные для эпохи web 1.0 разделение сред дискурса и форм публикации сетевой литературы как текстов (в широком смысле), сменилось эволюционным прорывом: созданное Автором литературное произведение превращается в процесс сотворчества соавторов сверхтекста.
Особенно наглядно компьютерная наррация представлена в блог-литературе. Не во всей, разумеется, а в той, что находит отклик у значительного числа читателей. Литературный блог одного писателя становится интернет-сообществом читателей, сам писательский текст становится порождающей частью дискурса.
Безусловно, блог Ф.М. Булякова – сетевая литература, с присущими ей отличиями от привычной письменности, включая технические возможности и культурологические изменения. Она немало теряет, переходя в бумажную версию. Как и другие публикации, блоговые записи (посты) охраняются законом об авторском праве. Но «Дедушкин дневник» не только склад текстов.
Благодаря признанию читателями «Дедушкина Дневника» Флорида Булякова – а их свыше 1000 – публикацией поста только начинается коллективное сотворение сверхтекста, включающая 1) комментарии автора и его читателей; 2) гиперссылки на авторский текст, связывающие в общее пространство различные интернет-страницы; 3) создание фанфикшна (культурных объектов на основе другого, более популярного), что в целом позволяет относить «Дедушкин дневник» Флорида Булякова к особому интерактивному культурному пласту.