Впрочем, она и не кончалась, – просто поле битвы перенесено в наш разум.
И на этой войне каждый из нас солдат, потому как отсидеться в тылу невозможно. Потому что невозможно оставаться в стороне от повседневной жизни, невозможно ежедневно не принимать решения. И линия фронта перемещается, перемещается медленно, но верно. Когда мы привыкаем к тому, что еще недавно казалось нам дикостью, когда мы говорим «почему бы и нет?» о том, что еще вчера назвали бы абсурдом, – это значит, что мы потеряли еще пядь родной земли, это значит, что мы отступили еще на шаг там, где уже давно пора упереться. Противнику не нужно терять своих солдат ради того, чтобы захватить наши поля и заводы, – нужно заставить нас думать иначе, и тогда мы сами будем на него работать, при этом радуясь, что «сделали правильный выбор».
Чем меньше человек знает, тем проще им манипулировать. Именно поэтому сегодня лихорадит систему образования, именно поэтому в СМИ царит такая разноголосица. Мозг человека – уникальный механизм с колоссальными возможностями, но и у него есть предел обработки данных, есть порог, после превышения которого те или иные утверждения приходится просто принимать на веру, потому что осмыслить входящую информацию, упорядочить ее человек просто не успевает. А если учесть, что параллельно с мощным «белым шумом» человек подвергается и сильнейшему натиску манипулятивного воздействия, становится и вовсе не по себе. Реклама, политические дрязги, споры «экспертов», перетряхивание грязного белья «звезд» – в такой какофонии крайне сложно расслышать нотки здравого смысла.
Главная задача сегодняшних масс-медиа – «отключение» критического сознания. Все последние десятилетия мы подвергались массированным атакам на сознание, зачастую даже не понимая этого. Их было много – истерики вокруг количества тракторов на полях, «ненужной» выплавки стали, поворота северных рек… Тем, кто старше 30 лет, наверняка памятна «нитратная истерика» конца 80-х, когда редкая газета не писала о вреде удобрений. Тогда в массовый обиход стали входить термины «экология», «пестициды», «ПДК»… Парадоксально, но факт: сотни тысяч людей протестовали против применения удобрений, без которых высокотехнологичное сельское хозяйство существовать не может, одновременно требуя интенсификации обработки почвы, которая предполагает как раз увеличение объемов вносимых удобрений. И это в то время, когда в стране начинался продовольственный дефицит. Параллельно насаждались мифы о том, что «за рубежом все иначе», хотя в постоянно приводимой в пример Голландии на гектар пашни удобрений вносилось в 5–6 раз больше, чем в СССР. И уж совсем неожиданно то, что сегодня «советское качество» продуктов питания – тех самых, которые были якобы «до предела занитрачены», – стало зачастую недостижимым эталоном. Притом, что сегодня удобрений вносится в разы меньше, что ведет к истощению почв.
По сути, большинство граждан – и тех, кто участвовал в «нитратной» и других кампаниях, и тех, кто молчаливо одобрял действия активистов, – были использованы «втемную». Они вели себя как младенцы, гордые от осознания своей значимости, но при этом абсолютно не разбирающиеся в вопросе, который взялись «решать». Результат был закономерен – особенно для тех активистов, которые работали на химпредприятиях и сами рубили сук, на котором сидели.
Но это были еще только цветочки.
Совсем недавно многие радовались тому, какой поток информации хлынул на человека, какие шлюзы распахнулись. Мол, узнавай, изучай, понимай – все к твоим услугам! Но мозг оказался мгновенно перегружен, и в потоке совершенно никчемного информационного мусора, обволакивающем сознание пеленой псевдонаркотического дурмана, – грязное белье политиков, амурные похождения звезд, «великие тайны» прошлого и грядущего, – оказалось крайне трудно выловить что-то полезное, нужное, ценное.
Впрочем, для того, чтобы анализировать и понимать, нужен определенный навык, умение, практика, – мозг должен быть вооружен алгоритмами усвоения знания, должен уметь «раскладывать по полочкам». Но нынешняя школа все дальше уходит от системного образования: вместо четкой и ясной картины мира школьника вооружают лишь охапкой бессвязных фактов о природе, искусстве, политике и так далее. Человек становится все менее способным сортировать входящую информацию, все менее склонен к запоминанию и усвоению знания: да и зачем что-то помнить, зачем читать энциклопедии, если в любой момент ответ на всякий вопрос можно «нагуглить», просто сделав запрос в поисковой машине Интернета? Специалисты становятся все более «узкими», знание подменяется зубрежкой, и вместо традиционных экзаменов все более привычными становятся тесты – механическое воспроизведение зазубренного, да, но отнюдь не понимание.
В течение многих лет люди боролись за свободу мысли. Речь не о пресловутом засилье одной точки зрения в так называемых тоталитарных государствах XX века – в прежние века свободы мысли было ничуть не больше, а инакомыслящие преследовались едва ли не более рьяно, примеров тому масса. И вроде бы добились желаемого, но… Но свободе мысли даже не успели толком порадоваться, как маятник уже качнулся в другую сторону, и сегодня либеральная идея ценности личного мнения, гротескно преломившись, превратилась в настоящий кошмар, когда точка зрения специалиста имеет ничуть не больший вес, чем мнение профана. А так как дилетанты обычно имеют больше свободного времени и более активны, чем занятные делом специалисты, то возникает парадоксальная ситуация, когда о положении в той или иной области науки судят по мнению громко кричащих профанов, к науке отношения не имеющих. Так на телевидении появляются шарлатаны, готовые лечить от всех болезней, так появляются новые «научные теории», не выдерживающие элементарной научной критики…
Многие люди с «техническим складом ума» считают, что такому воздействию поддаются только гуманитарии, – мол, стройности мыслей не хватает. Однако на деле все обстоит далеко не так просто.
Несколько лет назад, работая в крупной (и богатой, что немаловажно) организации, я стал свидетелем презентации некоего прибора, который рекомендовался людям, проводящим много времени за компьютером (кстати, афера с этим прибором, «восстанавливающим энергоинформационное поле», в свое время привлекла даже внимание Комиссии РАН по борьбе с лженаукой). Сам прибор, который не только «создает в радиусе 120 см защитное поле», но даже «повышает иммунитет» и обеспечивает «мощную энергетическую подпитку», представлял собой всего лишь… особым образом свернутую проволоку из редкого сплава, заключенную в пластиковый футляр, – в полном соответствии с известной фразой о простоте всего гениального. Модификация этого удивительного прибора, по словам его изобретателей, обладает еще более удивительными характеристиками – например, помогает в лечении рака и даже СПИДа. Одним словом, почти что панацея.
На презентацию, совмещенную с руководством по применению (прибор уже был закуплен), в зале собралось около сотни человек, в основном люди с высшим техническим образованием. Лекция длилась около получаса: представитель фирмы-производителя, рассказывая о приборе, сыпала длинными псевдонаучными формулировками вроде «крупнокластерное патогенное излучение» и «энергоинформационные технологии», перемежая свой рассказ общефилософскими отступлениями. Из последних собравшиеся, в частности, узнали, что подобными спиралями защищали себя от проклятий… еще фараоны Древнего Египта. Хотя, как мы знаем, никакие спирали не уберегли ни самих фараонов, ни Древний Египет. Как пошутил один неглупый человек, «древние знали даже секрет вечной жизни, но унесли его с собой в могилу».
Удивительно, но эта абсурдная «лекция» имела успех – несмотря на то, что практически все присутствовавшие, как уже было отмечено, обладали высшим техническим образованием, а кое-кто и кандидатской степенью. И теоретически могли в пух и прах разгромить «лектора» с его псевдонаучными бреднями – но шарлатанские наукообразные формулировки никого не смутили. Так что, по всей видимости, процесс разрушения критического аппарата зашел куда дальше, чем кажется на первый взгляд, а диплом технического вуза отнюдь не гарантия того, что его обладатель не попадется на крючок к мошенникам…
И подобных примеров каждый из нас может привести немало, достаточно оглянуться по сторонам, прислушаться к той шумихе, что периодически возникает в связи с различными «открытиями», которые «не признаются косной официальной наукой» (кстати, уже сами подобные формулировки – верный признак мошенничества). Один доказывает, что Куликовская битва произошла в Москве, другой – что русский народ появился шесть миллионов лет назад, третий и вовсе утверждает, что пространство за пределами планеты двумерно… Что дальше: земля плоская, накрыта хрустальным куполом, а звезды есть серебряные гвоздики? Циркониевые браслеты, структурированная вода, торсионные поля, – чтобы развенчать все эти «сенсации», вполне достаточно знаний в объеме школьной программы. Однако вряд ли стоит лишний раз говорить, насколько живучи эти заблуждения.