В душе творческого человека часто присутствуют казалось бы несочетаемые эмоции, черты — любовь и ненависть, страх и отвага, счастье и горе. Точнее было бы назвать эти чувства противоречивыми. Никто по сей день не смог разгадать секрет, почему один человек гениален, наделен даром, а другой обычен, не талантлив. Существуют только версии, гипотезы.
Судьбы известных деятелей окутаны тайнами и они подчас не имеют разгадок. Почему женщины так любили Сергея Есенина при том, что он не был совершенным мужчиной (надежным и верным), а порой был и вовсе невыносим? Такую тягу вряд ли можно объяснить обаянием, внешней красотой или даже харизмой. Наверное, есть явления не непостижимые наукой и логикой. Но мы, конечно же, стремимся разобраться какими были гении и как они жили.
Некоторые любят погорячее?
Какие передачи, заголовки у нас всегда на слуху? Сенсационные или же основанные на межличностном конфликте. Почему? Потому что обыкновенному зрителю, находящемуся в стрессовом состоянии, подавленном настроении, да просто не понимающему, почему он еще не достаточно успешен, не нужна идеальная история о том, как хорошо живут другие (в том числе и знаменитости). Ему станет легче, если он увидит, что он не один такой несовершенный, погрязший в проблемах (со своими недостатками, вредными привычками и проч.). Вон посмотрите — даже Викторие Бэкхем муж изменяет, а она с ним живет, и ничего, гляньте, как эти артисты делят имущество и т. д. Таким образом, снимается тревога современного человека.
Я люблю смотреть документальные фильмы про биографии известных людей: писателей, актеров, ученых. Но иногда создается такое впечатление, что и тут для популярности авторам фильмов обязательно нужно добавить сенсации, интриги (ну чтобы было интересно, зрелищно). При этом часто любимые поэты, писатели, актеры предстают перед нами в неприглядном, нелепом виде. Я задалась таким вопросом: должны ли наши кумиры быть близкими к идеалам? Наверное, нет, ведь они обыкновенные люди, со своими слабостями и изъянами. Но все же… В школе мы все изучали историю жизни Александра Сергеевича Пушкина, его музой была жена Наталья Гончарова. Так какую же информацию по поводу этого я нашла в Интернете?
Сомнительные факты
Автор передачи говорил: «Мы знаем Пушкина с одной стороны, с обожествляющей, идеализирующей, а давайте разберемся, как было все на самом деле». И вправду, как было? Так вот, вещал нам ведущий, Наталья Гончарова никогда не любила Александра Сергеевича. Ее семья не хотела родниться с каким-то там сочинителем. Но все же мамаша Натальи смягчилась, разрешила дочке выйти замуж… А зря. Та страдала и на самом деле была влюблена в офицера Жоржа Шарля Дантеса. Есть даже кое-какие доказательства, что изменяла. Об этом вроде как говорят ее письма (правда подтверждения-то никакого нет, все притянуто за уши, как и во многих телешоу). Ну а концовка впечатлила особо! Пушкин на самом деле страдал депрессией, был параноидально ревнив, имел суицидальные наклонности, решил закончить свои страдания… Для этого ему пригодился Дантес, который давно маячил на горизонте. Взбрело в голову, да и вызвал на дуэль (знал, что убьют).
Еще одной версией тут же было озвучено, что возможно Пушкин вообще сам застрелился уже после дуэли, на которой никто никого не застрелил. Константин Данзас, секундант поэта, якобы вспоминал: «Мы тронулись в обратный путь, я ехал за возком А. С. Когда проехали заставу, мне показалось, что в возке Пушкина щелкнул выстрел. Я подумал, что это подбросило экипаж на кочке. Мы остановились у дома А. С. Он медлил выйти из возка. Я подошел, думая помочь ему. Лицо Пушкина было бледнее мрамора, рука, прижатая к животу, в крови, у ног валяется карманный пистолет английской работы. “Скажи им, что это Дантес”, – тихо прошептал он. Я так и сделал».
Честно говоря, от такого фильма остался неприятный осадок, но дальше стало еще занятнее.
Сенсационная новость
Следующий документальный сериал начинался фразой: «Сенсация, Пушкин – был не тем, за кого себя выдавал…»
Тут уж точно все как в ток-шоу! Не смогла, как говорится, пройти мимо. Вы знали о том, что нас обманули? Пушкин на самом деле не умер после дуэли с Дантесом, да и была ли сама дуэль? Похороны инсценировали, в землю закопали не Александра Сергеевича, пустой гроб. По этой ошеломляющей версии Пушкин впоследствии взял псевдоним Александр Дюма и жил во Франции, там и умер.
В доказательство приводился схожий почерк двух известных писателей. И вот у меня возник вопрос: для чего нужно было создавать сенсацию там, где ее нет? Давайте подумаем логически, где реальные доказательства? Их нет. А рейтинг передачи высокий, просмотров более тысячи.
Любовь побеждает
Тут уже, конечно начался азарт. Найдется ли хоть одна уважительная, достойная внимания передача о поэте? В конце концов, я включила последнее видео на ютубе. Пушкин и Наталья Гончарова прожили вместе всего шесть недолгих лет и родили четверых детей. Одному ребенку так и не суждено было появиться на свет (был выкидыш). Иными словами все пять лет жена Пушкина жила от беременности к беременности и когда ей было изменять мужу с Дантесом? Наталья считала Александра Сергеевича своим другом и всегда обо всем ему рассказывала (в том числе про компрометирующие письма). Да, любовь к писателю зародилась не сразу, но, безусловно, была. Они были разные по характеру, она любила светскую жизнь, а он уединение, у них были свои конфликты и кризисы…После его смерти вдова посвятила себя воспитанию совместных детей, вышла замуж спустя семь лет. Конечно, она винила себя в смерти поэта, но с гордостью и честью выдержала все испытания и сплетни общества.
Все меняется со скоростью света
Как известно, сколько людей, столько и мнений, интерпретировать историю кумиров можно по-разному, получается так. Где здесь истина? Не знаю. Но мне вспомнился популярный фильм, который вышел на экраны несколько лет назад. Про Владимира Высоцкого – «Спасибо, что живой». Я смотрела его в кинотеатре и наблюдала за тем, как на последнем кадре зрители плакали. Многим фильм понравился, мне нет. У меня снова возник вопрос: зачем вытаскивать из биографии обожаемого артиста самое худшее и снимать про это фильм? Почему именно сцена с клинической смертью стала ключевой? Для чего нам запоминать Высоцкого жалким и больным? Ведь можно же было написать сценарий о его любви к женщинам, к родным и близким, к своей работе… Что скажет про Владимира Семеновича школьник, посмотревший это? Высоцкий был пьяницей и наркоманом. И даже если это так, то почему мы должны делать из кумира поколения посмешище, ведь это часть нашей культуры…
Трансформация сознания
Меняется жизнь и меняются взгляды на многих известных людей. Так было всегда. Вспомним загадочную историческую фигуру священника Григория Распутина. Каким он был? В 90-х о нем говорили как о мистике, увлеченном черной магией (ведь у нас страсть как любят экстрасенсов). Затем стали писать о том, что он был прекрасный гипнотерапевт, психолог. А сейчас существует уже другая версия о его личности. Распутин теперь чуть ли не святой, глубоко верующий человек, который спасал Россию, об этом на первом канале мы смогли узнать благодаря сериалу. Ну и получается, что сначала нам преподносили Григория как демоническую силу, а затем он постепенно перешел в разряд мучеников-пророков, думающих о России деятелях. В таком потоке информации довольно сложно составить ясное представление о реальных фактах. Но все же вернемся к поэтам…
Стоит ли постоянно демонстрировать нелицеприятные моменты жизни классиков, копаться в грязном белье и снимать про это фильмы? Такие великие поэты как Пушкин, наверное, все же должны оставаться нашей гордостью и восхищением. Было бы занятно увидеть современные фильмы про то, как мыслили, любили, чем вдохновлялись великие поэты и писатели. Разобраться в том, что способствовало развитию их творчества…
Еще одним популярным сериалом (который оказался, несмотря на сенсационность, в пролете) стал «Есенин», где главную роль играет тот, кто уже сыграл даже Иисуса Христа, да и Пушкина естественно. Там поэт представлен неуравновешенным сумасшедшим, стихи приходят к нему, как правило, в пьяном угаре, кругом разврат и несчастные женщины, ничего святого. Дает ли нам сериал достоверные сведения о жизни Есенина? Дает, но сама подача оставляет желать лучшего. Там нет ничего такого, что объясняло бы нам, почему Есенин был выдающейся личностью.
Возможно сейчас, особенно в период высокой конкуренции (за власть, за свое место под солнцем) стало нормой обесценить то, что еще вчера было вознесено на пьедестал. Но хотелось бы, чтобы люди с долей критики и здравого смысла относились к тому, что нам сегодня преподносит Интернет и телевидение. А может быть не стоит устраивать бесконечную гонку за рейтингами, просмотрами, брать пример с американских сенсаций в духе «Майкл Джексон жив» и ради этого искажать факты, искать скандалы, интриги, расследования?
Выудить достоверную информацию об известных людях из современных документальных и художественных фильмов оказывается все сложнее. И на помощь как всегда тут могут прийти книги и документы: воспоминания и дневники современников, личные письма писателей и поэтов. Конечно, можно назвать и массу прекрасных фильмов о наших кумирах, поэтах и т. д. Как известно, каждый выберет для себя тот образ Александра Сергеевича, который ему ближе – Пушкина как солнца русской поэзии или отчаянного ревнивца, пожелавшего свести счеты с жизнью.