Ценность культуры и малой родины
Все новости
КОЛУМНИСТЫ
25 Мая 2023, 13:08

Современный сэсен Башкортостана или О вопросах духовной, литературной и музыкальной иерархии в системе тенгрианства

Тенгрианство как исконно тюркское мировоззрение и религия большинства братских тюркских народов имеет древние корни, которые несмотря на многовековые испытания сумели сохранить глубинах народного самосознания лучшие представители культуры.

Особенно бережно сохранились традиции тенгрианства у казахов. Ученые исходя из специфики таланта каждого деятеля определяют функции этих служителей небесного храма Тенгри «в казахской традиции бақсы (шаман), көріпкел (ясновидящий), емші (лекарь), санші (астроном), аулие или абыз (святой), бий (судья), ақын (родовой поэт-музыкант), сал-сері (также поэт¬музыкант, не имеющий аналогов в других культурах, скорее – «маг Любви и Войны»), жырау (идеолог национального масштаба) и шырақшi («хранитель духа» на могилах предков)» [7].Таким образом, в тенгрианстве положение этих «священнослужителей» определяется степенью их одаренности, доказанных профессиональных навыков.

Исследователи казахской истории, культуры и фольклора, литературоведы и философы можно сказать реконструировали в своих работах структурный облик тенгрианства. И эта структура имеет достаточно четкую конструкцию, подобно древнему кургану. Исследователи ставят на вершину фигуру такого представителя национальной культуры как жырау.

Жырау это выдающаяся личнось, поэт импровизатор, сочинитель больших поэтико-музыкальных произведений, дастанов, эпосов. Его политическая и культурологическая роль – быть духовным наставником хана, прпвителя. Кроме того, вполне вероятно, что имея за плечами большой жизненный опыт, в том числе военный, жырау еще выполняет роль стратега и советника хана.

«В своих выступлениях жырау призывали народ к отпору врагам, вдохновляли на подвиги, предсказывали исход событий, давали советы ханам. Имена многих жырау неразрывно связаны с именами ханов. Капаган каган –Тоньюкук, Огуз хан – Коркут, Темир бий – Шалкииз, Жанибек хан - Асан Кайгы, Есим хан – Жиембет жырау, Аблай хан – Бухар жырау, Жангир хан - Махамбет. Про легендарного Сыпыра-жырау говорится, что он своими жырами исправил девять ханов» [6].

Достаточно единодушно, казахские исследователи определяют и других деятелей тенгрианской культуры, находящихся на пути к вершине этого кургана.

«Таким образом, можно сделать заключение, что в тенгрианстве существовали различные служители: иалабаш, тенгриканы, тивины, камы, бахсы, и аулие. Какова же их иерархия и какие религиозные функциональные обязанности они исполняли? Можно привести следующую классификацию священнослужителей тенгрианства: 1. Тенгриканами называли верховных служителей тенгрианства, наиболее образованных в науках и религии, занимавшихся вопросами познания Мира, отрекаясь от мирской жизни, они занимались размышлениями о жизни (сопилик) и не поддерживали постоянного общения с людьми (в центральноазиатской культурной традиции они еще были известны под именем шраманы). 2. Иалабаши были служителями тенгрианства, проводниками и исполнителями религиозных идей, разъясняли народу законы религии и были наиболее близкими по функциям к пророкам семитских религий. 3. Тивины руководили жертвоприношениями и другими религиозными обрядами, разрешали различного рода обращения, отправляли свои религиозные функции в святилищах, занимались вопросами познания и практики, и при этом выполняли обязанности воспитателей и учителей молодежи. 4. Камы также являлись служителями тенгрианства, поддерживая постоянную связь с людьми, занимались заговорами («оқыш»), лечением заговорами («дəм селиш»), написанием оберегов («түмар йезиш»), принимали роды, проводили обряды лечения («пери ойнитиш»). 5. Аулие – святые люди, отличающиеся праведной жизнью и обладающие мудростью и сверхспособностями, занимающиеся колдовствоми магией. М. Кашгари приводит пример тюркского святого «Тəңир қүли Қулбақ» - «Слуги Тенгри Кулбака», жившего в горах Баласагуна, который обладал чудодейственной силой, мог вызывать дождь с помощью камня – «яда таш». Если на черном камне он писал «Слуга Тенгри Кулбак», то письмена эти писались белым, если на белом камне - писались черным». 6. Бахсы (бахши) – люди, обладающие экстрасенсорными способностями, занимались лечением, заговорами, но при этом, возможно, не имели прямого отношения к тенгрианству как религиозные служители (до сих пор существует понимание, что бахсы нельзя хоронить на родовом кладбище). В исторической трансформации данное понятие использовалось и для обозначения людей грамотных, обладающих музыкальными и поэтическими способностями, отчасти они выступали и как наставники молодежи» [2].

Традиции бережного отношения к выдающимся людям: пророкам, сочинителям, поэтам, писателям, композиторам, к искусным исполнителям музыки и певцам идут от древних представлений о божественности таланта, о божественности вдохновения. Такие люди рождались в каждом народе, они рождаются и развивают традиции своей культуры и в наше время. Несомненно, существует и генетическая и духовная связь поколений, которая рождает с помощью Неба в наши дни новые таланты, возрождает интерес к народному творчеству, к современной литературе, к песенной и танцевальной культуре, всем сферам творчества, ведет тюркские народы к чистым духовным истокам возрождения.

По мере развития творчески одаренного человека, который одновременно имеет талант поэта, композитора, автора и исполнителя своих песен он способен подняться на вершину духовной пирамиды и стать жырау – автором объемного эпического произведения, которое отражает насущные проблемы народа, одновременно являясь достижением не только национального, но и мирового искусства.

Как известно, дастаны - большие стихотворные произведения об истории правления могущественных правителей в Средней Азии и на Ближнем Востоке существуют на многих тюркских языках, являясь выдающимися памятниками культуры и литературы. Дастаны обычно являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов. Известны такие произведения таких мастеров слова как Амир Хосров, Бедиль, Фахраддин Гургани, Джами, Молланепес, Навои, Низами, Увайси, Физули, Фирдоуси, Хорезми. Фольклорные дастаны отождествляют с жанром героического эпоса.

Литературный поэтический дастан широко представлен в таджикско-персидской и тюркоязычной литературе (азербайджанские, узбекские, казахские поэты) — примерами могут служить «Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин», «Искандер-наме» классика персидкой поэзии Низами), главы из грандиозной эпической поэмы «Шахнаме» Фирдоуси, поэмы Амира Хосрова Дехлеви, Джами, «Мухаббат-нама» Хорезми, «Хусрав и Ширин» Кутба, «Гулистан бит-тюрки» Сараи, «Бузъегет» Бахави.

Башкирский филолог Идельбаев М.Х. пишет «мысли и поэтические откровения Кутба оказались созвучны башкирской литературе, отразившись, прежде всего, в кубаирах, импровизациях сэсэнов, шежере и в различных жанрах устного народного творчества. В них, наряду с провозглашенными в дастане «Хосров и Ширин» гуманистическими принципами добра, справедливости, красоты человеческих отношений, звучат мятежные ноты протеста против произвола ханов. Дидактическое содержание дастана «Хосров и Ширин» привлекало башкирских поэтов-просветителей ХIХ в. М. Акмуллу и М. Уметбаева» [5, C 212].

Жанр литературного дастана встречается и в современной поэзии. В ХХI веке в башкирской литературе возродил эти древние традиции поэт Рафаил Зинуров, создав эпическую поэму «Башкортостан Юлы» -«Путь Башкортостана» [3]. Книга была издана в издательстве Китап в 2007 году в Уфе. Это произведение являет собой лучшие традиции дастана. И имеет серьезные отличия от дастанов прежних эпох.

«Путь Башкортостана» это эпический труд по истории Башкортостана, башкирского народа, начиная с 5 века нашей эры и до современности. Причем здесь это не мифический сюжет, не сказка, а именно историческая поэтическая хронология, составленная путем глубокого изучения исторических трудов и анализа пути развития древнего башкирского народа. Несомненно, что мотивацией создания этого произведения стало духовное возрождения народа в период перестройки и обретения суверенитета Республики Башкортостан как полноправного члена Российской Федерации.

Р.Зинуров затем перевел свой труд на русский язык и издал произведение «Книга судеб. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней, изложенная в стихах» [4].

«К истории древней восходят все дни,

Эхо веков тех, нашим теням сродни.

События, факты, далёких тех лет,

В нас отклик находят, без них мы одни...

 

Поэтому друг мой, взгляд бросим назад.

Не будем предвзяты - избегнем засад.

Настройтесь серьезно, войдем вглубь веков,

Лишь труд напряженный, достоин наград».

Дастан «Путь Башкортостана» содержит 6900 строк, что несомненно ставит его в ряды выдающихся эпических произведений башкирской культуры. В поэтическом плане это довольно серьезная работа над языком, над формой и содержанием. Автор произведения написал объемное произведение в стихах в жанре рубаи, строго соблюдая рифму. Это особенно важное достижение автора, ведь на протяжении последнего столетия в башкирской и татарской поэзии наблюдается деградация поэтической формы, авторы весьма неточно рифмуют четверостишия, связывая рифмой только две строки из четырех. Такая необработанная «газетная» поэзия снижает восприятие читателя, не позволяет включать память для заучивания стихов.

В издании жанр произведения указан как эпическая поэма, что вполне правомерно. На наш взгляд, точнее называть это произведение «дастаном», ведь это слово обозначает рассказ. Поэт в стихах рассказывает нам об истории башкирского народа. В тексте звучат реплики исторических персонажей, но это не поэмные диалоги, а скорее пересказ их речей автором.

Произведение состоит из вступления, пятнадцати глав и заключения. Для полного восприятия текста необходимо хорошо знать историю башкирского народа, чтение этого дастана – размышления об историческом пути Башкортостана, который связан в последние пять веков с Россией. Этот путь не был простым и однозначным. Автор описывает мужество башкир в борьбе за свободу народа от колониальной зависимости и притеснений. Башкиры много раз поднимали восстание против угнетения, но в самые трудные периоды для России всегда шли на помощь, участвуя в войнах за общую страну.

Главным литературоведческим принципом, главным критерием вслед за Белинским мы предложили «народность» [1]. Самым большим достижением Рафаила Зинурова является стопроцентная народность этого произведения. Ведь им соблюдены именно все семь требований народности.

  1. Прежде всего соблюдена масштабность. В дастане «Путь Башкортостана» отражены масштабные народные события в жизни народа и их значение для современности.
  2. В дастане даны портреты выдающихся лидеров народа, именно они являются теми самыми положительными героями. которые показывает правильный путь обществу. Среди них Алдар Исекеев и Кусюм Тулекеев, Юсуп Арыков, Кильмяк Нурушев, Акай Кусюмов, Бепеней Торопбердин, Батырша (Габдулла Галеев) и Салават Юлаев. Далее в дастане упоминаются многие деятели в том числе и прошлого века, которые внесли свой вклад в развитие народа, в обретение им своей государственности.

Автор описал крупных представителей башкирской литературы и науки, как Гали Сокорой, Мифтахетдин Акумулла, Мухаметсалим Уметбаев, Габит-сэсэн Аргинбаев, Гарифулла Кииков, Мирсалих Бикчурин, Мухаметша Бурангулов, Абубакир Диваев, Риза Фахретдинов, Ахметзаки Валидов, Муса Муртазин, Шайхзада Бабич, Карим Хакимов, Даут Юлтый, Шагит Худайбердин, Газиз Альмухаметов и других.

3.В дастане присутствует конфликт как критерий народности в каждой главе. В произведении происходит борьба, столкновение мнений.

4.Несомненно в дастане имеется национальный колорит и произведение актуально для национального самоопределения и жизни нации.

  1. В дастане сформирован имидж башкирского народа: воина и поэта. Автор создал монументальный облик башкир как народа, стремящегося к свободе и равенству, дружбе народов,
  2. Разумеется автор обрисовал подробно национальные интересы и отстаивает свободу и независимость Башкортостана.
  3. Несомненно, автор изобразил свой народ в числе конкурентоспособных наций мира как участника событий мирового масштаба.

Таким образом, все семь предложенных критериев народности соблюдены в дастане Рафаила Зинурова «Путь Башкортостана».

Эпиграф к дастану поэт дает следующий:

«Президенты, министры, временны все...

Народ только вечен, в стране иль во вне.

Он власти опора, он незаменим.

Его ведь не свергнешь, никак и нигде...»,

тем самым утверждая вечность народа, его колоссальную силу и волю в веках.

В прошлые века у многих тюркских народов, в том числе и башкир были сказители, сэсэны. Именно они хранили в себе памятные исторические события и создавали великие произведения, которые цементировали менталитет народа. И сегодня такие авторы живут среди нас, их творчество необходимо изучать... 

 

Литература

  1. Ахмадиев Ф. В. Актуальность категории «народности» в литературе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. -2022. -№12. -С. 109-111 DOI 10.37882/2223-2982.2022.12.01
  2. Аюпов Н.Г. "Тенгрианство как открытое мировоззрение" https://tengrifund.ru/wp-content/library-tengrifund/Monografiya_Ayupova.pdf

3.Зинуров, Рафаэль Нариман улы (1953-). Башҡортостан юлы : эпик поэма / Рафаэль Зинуров. - Өфө : Китап, 2007. - 199 с., [4] л. ил.; 21 см.; ISBN 978-5-295-04106-8

4.Зинуров Р.Н. Книга судеб. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней, изложенная в стихах / Р.Н. Зинуров. – Уфа: Информреклама, 2023. – 232 с.: цв. ил.

5.Идельбаев М.Х. О тюрко-язычных дастанах золотоордынской эпохи //  Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 10-2. С. 211-215.

6.Мартыненко И. Н. «НОСИТЕЛИ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ» http://collegy.ucoz.ru/publ/79-1-0-14770

7.Турсунов Е.Д., Нурмуханбетов А.Б. «ҚАСИЕТ. Сила Духа Великой Степи– Алматы: ОО «Ұлы Дала Әлемі - Мир Великой Степи», 2013 – 144 с.

 

Автор:Фарит Вафиевич АХМАДИЕВ, кандидат философских наук, ИИЯЛ УФИЦ РАН, г.Уфа
Читайте нас: