Все новости
КОЛУМНИСТЫ
15 Ноября 2020, 12:21

Молодежь и субкультура

Панки и хиппи, грандж и эмо – все это примеры молодежных субкультур. Одни при виде их ужасаются, другие хотят быть похожими на них. Субкультурщиков легко отличить в толпе: они вносят разнообразие в нашу обыденность своим шокирующим видом и поведением. Но кто знает, что творится в их бритых и наирокезенных головах, и насколько все это весело?

СУБКУЛЬТУРА И НАРКОТИКИ
О феномене молодежной субкультуры знали еще наши прабабушки и прадедушки (хоть признаются в этом неохотно). Но они и представить себе не могли, что сегодня это явление поглотит не только молодежную среду, но еще и интеллигентную братию в лице педагогов, психологов, культурологов и социологов. Последние не одну собаку съели на этом, строча диссертации, доклады и прочие научные работы. Такой повышенный интерес нетрудно объяснить, ведь молодежные субкультуры имеют огромное воздействие на окружающий мир: они служат источником новшеств в среде искусства, моды, быта, досуга. В то же время, само слово «субкультура» указывает на побочность, поэтому данное понятие рассматривается как продукт примитивной массовой культуры и медиа-индустрии. Среди молодежи же субкультурой начинают интересоваться творческие и активные люди, чье мировосприятие отличается от общепринятого. Чаще всего они несут в себе протест. Вот почему психологи рассматривают феномен субкультуры как опасность для социального и духовного здоровья молодых.
К несчастью, в последние годы ситуация обостряется, свести же на нет эту проблему могут педагоги, знающие об особенностях субкультуры среди подростков. Это сродни тому, что, не зная букв, невозможно прочесть слово. Печально, когда учителя и преподаватели, не разобравшись, резко отрицательно относятся к подобным увлечениям. Нельзя забывать, что у всякого общественного явления есть как отрицательные, так и положительные стороны.
Долгое время общество и наука рассматривали субкультуру только в рамках угрозы для «позитивной социализации ребенка». Сегодня это мнение смягчилось: на Западе подобное самовыражение молодежи считают рукой помощи в социализации подрастающего поколения. Субкультура – игра, в которой можно поэкспериментировать с нормами и ценностями мира.
Одна из негативных сторон молодежной субкультуры – это наркотики… к сожалению, баловство с «белой смертью» тоже рассматривают в качестве способа экспериментирования. Еще интерес вызывает эксплуатация тела. Если в предыдущих субкультурах это проявлялось через одежду, то сейчас распространились бритье головы, татуировки, нанесение шрамов и прочее.
Все-таки субкультурщики сегодняшнего дня сильно отличаются от своих предшественников: для них важны удовольствие, развлечение, а не противоборство. Вот почему наркотики так востребованы, ведь, наслаждаясь сиюминутным удовольствием, не принято задумываться о плачевных последствиях... Вот так мы обнаружили, наверное, самый главный минус субкультуры – наркоманию.
Употребление психоактивных веществ – значимый элемент в субкультуре рейверов, гранджеров, растаманов, панков. Они интерпретируют это как форму протеста по отношению к взрослой культуре, форму общения, символ субкультуры, ритуал вступления в субкультуру. Так, «официальным» веществом растаманов считается марихуана, а рейверов – экстази. А в некоторых субкультурах употребление наркотиков – часть идеологии...
Сколько лет назад в нашей стране появилась первая субкультура, доподлинно неизвестно, но неофициально принято называть 1 июня 1967 г. В этот день (кстати, не простой, – День защиты детей) первые хиппи вышли в Москве на Пушкинскую площадь с призывом отказаться от насилия. Один из современников этого события рассказывает: «Они вышли и сказали: “Вот мы – представители этого движения, это будет система ценностей и система людей. Живите, как дети, в мире, спокойствии, не гонитесь за призрачными ценностями”». Многое в молодежной субкультуре связанно с миром детства, на этом основывается их мировосприятие, да и сами субкультурщики – подростки, которые находятся на грани между уходящим детством и наступающей взрослой жизнью.
Среди разнообразных субкультур одними из «древнейших» считаются хиппи – как во всем мире, так и в СССР. Все благодаря сложившимся традициям, которые передаются из поколения в поколение. Само поколение меняется довольно часто – через два-три года, и, если бы не устно передаваемые устои, мир давно бы забыл про них. А так сегодняшние хиппи ничем существенным не отличаются от своих предыдущих собратьев: они по-прежнему пропагандируют свободу и любовь (правда, вкладывая в эти понятия нетрадиционный смысл), используют те же сленг и символы.
Среди современной молодежи уже не встретишь хиппи, на их смену пришли эмо, готы и другие, но о хиппи будет помнить еще не одно поколение, и даже люди, далекие от какой-либо связи с молодежной субкультурой. Число последователей хиппи резко сократилось после распада Советского Союза, но до этого хиппи были частью социальной структуры советского общества, несмотря на то что всегда хотели отгородиться от него.
СУБКУЛЬТУРА И СУБКУЛЬТУРА
А теперь пора познакомиться с основными и уже закоренелыми субкультурами поближе. Хиппи, или «система» (от англ. «hype» – «находящийся на гребне моды»). Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса», что породило новую волну «Иисус-революционеров». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству. Основная форма проведения досуга – тусовки на флэту (от англ. «flat» – «квартира») с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. В числе любимых групп хиппи – «Creadence», «Doors», «Grateful dead», «Jefferson airplane», ранние «Beatles», «Rolling stones», «Високосное лето», «Кафе», «Умка & Броневичок», ранние «Аквариум», «Машина времени», «Чиж & C°». Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков.
Человек, попав в «систему», нередко порывает с домом, путешествуя практически без средств к существованию.
Панки (от англ. «punk» – «изгой», «мусор», «отброс», амер. «подонок», «шпана»). Движение возникло в конце 60-х гг. в богемных кварталах Нью-Йорка; своего апогея достигло в середине 70-х в Англии. Своим вызывающим поведением панки выражают протест против господствующих в мире меркантильных отношений, против коммерциализации музыки. Содержание текстов панк-рок-групп чрезвычайно разнообразно – от серьезной философской проблематики до откровенно тупых, лишенных какого-либо смысла песенок. В панк-роке нашли отражение взаимоисключающие позиции – от радикального анархизма до национал-коммунизма (коммунофашизма). Музыкальным пристрастиям панков наиболее импонируют такие группы, как «Biohazard», «Clash», «Dead Kennedys», «Exploited», «Sex pistols», «АУ», «Гражданская оборона», «Король и шут», «Наив», «Тараканы!», «Deviation» и другие.
Байкеры (от англ. «motorbike» – «мотоцикл»). Движение возникло в середине 80-х гг. под названием «рокеры»; как «байкеры» стало известно в середине 90-х. Состоит из любителей быстрой езды на мотоциклах. Музыкальные ориентации байкеров отличаются разносторонностью – от панк-рока и heavy metal до арт-рока и брит-попа.
Скинхэды (от англ. «skin» – «кожа», «head» – «голова»; букв. «лысый»). Движение зародилось в Англии и ФРГ и связано с деятельностью неофашистов. Скинхэды, беря на вооружение положения Гитлера, систематизированные им в книге «Mein Kampf», и придерживаясь человеконенавистнической теории деления людей на «высших» и «низших», выдвигают расистские лозунги и исповедуют культ физической силы, который символизирует бритоголовость. Их характеризуют крайняя нетерпимость и бескомпромиссность по отношению к другим неформалам. Музыкальные ориентации скинхэдов находятся в русле таких стилевых разновидностей рока, как панк и хардкор (от англ. «hard» – «жесткий», «core» – «ядро», «сердцевина»). В числе их любимых групп – «Biohazard», «Exploited», «Кирпичи», «ТТ-34» и другие.
Субкультура помогает подростку выделиться из толпы, обратить на себя внимание, искать цель в жизни и даже найти ее. Но рано или поздно это увлечение проходит, а жизнь (хочется верить) продолжается, какую бы музыку при этом ни слушать и одежду ни носить. Остается надеяться, что молодой человек, если и попал в субкультурную паутину, сможет из нее выбраться без ущерба для дальнейшей жизни.
Жанна Латыпова