Все новости
КОЛУМНИСТЫ
12 Сентября 2020, 14:00

Низвергнутый фэндом

Я фанат – это звучит гордо уже несколько десятилетий. Сколько же в мире всего интересного, но моё сердечко принадлежит лишь одной «вещи»! – так думал про себя каждый из нас хоть раз в жизни, и был прав, ведь вокруг невероятное количество книг, фильмов, игр, выдуманных вселенных, с которыми трудно расстаться. «Игра престолов», «Доктор Кто», «Теория большого взрыва» и даже «Сумерки», где для каждой школьницы заготовлен персональный Эдвард – всего и не перечислишь.

В каждом мини-мирке есть свои прелести: все они до крайности разнообразны и неповторимы – для каждого найдётся история по душе. Год за годом число поклонников и фанатов любых вселенных только росло, создавая собственные фэндомы.
Фэндом, в нашем понимании, представляется сообществом людей, объединённых интересом к какому-либо художественному произведению, персонажу или вселенной. Внутри фэндомов обычно собираются художники, писатели и другие неравнодушные, которые начинают творить, модернизируя имеющийся материал и рефлексируя. Иногда такое творчество достигает невероятных высот: например, девушка-компьютерный дизайнер и по совместительству поклонница серии компьютерной саги «Ведьмак», в качестве своего дипломного проекта практически создала полный концепт дополнения для этой же игры.
Для каждого фаната его вселенная идеальна изначально, а точнее «оригинал», вокруг которого и создаётся фэндом. Примером может служить творение Джорджа Лукаса: его первая трилогия «Звёздные войны» считается сегодня непревзойденной классикой. Увы, любовь человека не знает границ: как говорится, фанатизм до добра не доводит. Человек устроен следующим образом: он стремится к приумножению того, что доставляет ему максимальное удовольствие, при этом даже не задумываясь о последствиях. Конечно, мы говорим о фэндомах «скатившихся».
Компании, ответственные за каждую конкретную вселенную, заинтересованы в поддержке фанатов: ежегодно они «подкидывают в огонь» интереса поклонников пару фильмов, книг или сериалов. Обилие контента не всегда влечёт за собой качество, ведь оно преследует только одну цель – обогащение, а потому каждый «конвейер», как принято сейчас называть данное явление, больше раздражает, чем воодушевляет. В итоге почти каждая крупная вселенная, как это было не прискорбно, обречена на погребение.
Если хорошенько подумать, что можно разделить вселенные на три категории: «начавшая скатываться», «активно скатывающаяся» и «скатившаяся». Есть ряд причин, по которым фэндомы утрачивают былое очарование и становятся «уже не торт». Кроме творческих людей в сообществах водятся (представьте себе!) и обычные люди, которые просто оценивают контент и получают от данного занятия определённый процент удовольствия (зависит от качества продукта), а также хейтеры, то есть люди, которые НЕНАВИДЯТ конкретный фэндом. Нелюбовь, неприязнь и другие категории состояния здесь не подходят. В сердцах этих товарищей пылает самая настоящая ненависть, которая заставляет их яростно набрасываться с критикой на любую работу, связанную с темой, которую хейтер выбрал своей «целью», вне зависимости от её качества. Самые распространённые хейтеры, кстати, у фэндома «My Little Pony». Настоящих хейтеров там довольно мало, однако, почему-то, ненавидеть эту вселенную стало своеобразным трендом в Интернете.
Обратим взор к медленному падению довольно занятных сообществ. Суть в том, что вначале пространства для творчества у авторов, что называется, «вагон и маленькая тележка», поскольку в новехоньком мире всегда найдётся место для полета фантазии, а там и до фанатских теорий, артов и фанфиков недалеко. Поэтому юный фэндом обрастает небольшим количеством поклонников и ещё меньшим числом хейтеров, а также обогащается пачками замечательного контента. Этот этап может длиться до года, в зависимости от размера вселенной, из которой черпают вдохновение (в случае, если вселенная продолжает развиваться ежегодно, то данная стадия может тянуться гораздо дольше, как например, вышло с «Гарри Поттером», книги о котором писались семь лет).
Если получше изучить каждое отдельное сообщество, то можно понять, что далеко не каждое «новшество» внутри фэндома воспринимается как благо, даже наоборот, львиная доля всего нового подвергается самой разной критике в первую очередь от самых ярых фанатов. Как показывает практика, фэндом со временем вырабатывает синдром «неприятия всего». Посмотреть хотя бы на толкинистов, сообщество которых «цвело и пахло» совсем недавно – нет, оно не исчезло, но пыл заметно поубавился: люди, которые в 2000-х годах почти носили на руках Джексона за самую лучшую адаптацию, спустя каких-то десять-пятнадцать лет в пух и прах разнесли трилогию «Хоббит» от того же режиссёра.
Иногда почвой для «непринятия» сообществом является национальная принадлежность и менталитет. В силу разных исторически сложившихся реалий страны по-разному могут реагировать на нововведения в своих любимых вселенных. Таким образом, в Америке и в России по-разному относятся к приквелам тех же «Звёздных войн». Наши соотечественники считают их качественным скачком в то время, как наши товарищи «из-за бугра» готовы стереть себе память, лишь бы не упоминать об этих фильмах.
Причин потери интереса массы множество. Примерно через год-два после пика популярности вселенной фанатский пыл утихает, и люди, которые ещё вчера создавали на персональном компьютере 3D-модели своих любимых персонажей, скупали футболки с символикой, начинают потихоньку переползать в другие фэндомы. Это второй шажочек на пути к падению в бездну небытия. Более того, самим пользователям уже начинают потихоньку приедаться одни и те же персонажи, стили рисовки и другие атрибуты вселенной. И хорошо, если вселенная развивается, как WoW или The Elder Scrolls, тогда фэндом будет продолжать замечательно расти, не переходя на третью стадию. Кстати, именно на стадии скатывания сейчас находится фэндом «Undertale». Подытожим вышесказанное: на второй стадии основной причиной «умерщвления фэндома» может являться как ухудшение качества контента, так и потеря интереса подписчиков и авторов сообщества.
И, наконец, третья стадия – "скатившийся фэндом". Побродив по Интернету, вы можете наткнуться на множество скелетов старых сообществ, казавшихся нерушимыми и более чем живыми. Бесспорно, даже на этой стадии в них встречаются великолепные работы, вот только зачастую их уже некому оценивать, так как люди нашли себе что-то новее и интереснее. Далеко ходить не надо – посмотрите на Demon Souls. Буквально высушенное море того, что ещё вчера радовало людей, теперь лежит мёртвым скелетом где-то в недрах Интернета и книжных полок. Столько всего... забытого, но интересного.
Владислав БУРУХИН