Все новости
КОЛУМНИСТЫ
27 Июля 2020, 18:25

Рождённый быть умным: почему сложно быть интеллектуалом

Задумывались ли вы хоть раз о том, что делает человека эрудированным, и как именно происходит этот загадочный процесс? Любая личность – это неповторимый и крайне специфично скомбинированный набор знаний, привычек и черт характера, которые каждый из нас приобретает (да, именно так!) в процессе взросления, что неизбежно связан с социализацией, то есть с принятием общественных правил, норм и пунктов морали, а их нам преподаёт окружение.

Я думаю, что не стоит делать акцент на том, что именно этот длительный и, чего греха таить, трудный во всех смыслах период жизни является фундаментом для будущего интеллектуала – это ясно как день.
Находясь в цепочке связей с разными людьми, маленький человечек узнаёт много удивительного: бабушка расскажет о грибах, папа – о металлургии и машинах, мама – о варенье и поварском ремесле, например, – всё это нам или вовсе не интересно, или так сильно поражает детское воображение, что хочется дальше копаться в конкретной области знания до тех пор, пока каждый винтик этой громадной машины не сложится в гармоничную систему. Так создаётся вкус к науке – зачаток гуманитария или технаря.
И вот тут нам стоит остановиться. Интеллектуал – это человек, который достаточно хорош если не во всех сферах, то в большинстве точно: он разложит всё по полочкам, разберётся в любом вопросе и способен поддержать самые странные темы – с ним не соскучишься. Допустим, что вы замечательно разбираетесь в художественной литературе и истории, идёт светская беседа, слово за слово – вы как рыба в воде, но вот тема меняется в сторону физики или географии (да, бывает и такое) и от хорошего впечатления, которое вы оставили, выражаясь языком Пушкина, не осталось и следа. Такое, казалось бы, простое деление на технаря и гуманитария – это само по себе семитомный камень, лежащий на дороге к эрудиции. Отнесение к той или иной группе, конечно, говорит о склонности к каким-то смежным наукам, но также и о том, что в противоположных сферах человека будет ждать неудача: ну не дано ему – что тут поделать.
Таким образом в уже подросшем организме формируется узконаправленные ориентиры знания: мол, мне достаточно знать определённый набор, чтобы быть квалифицированным специалистом в своей сфере, а всё, что мне нужно, можно узнать из книг и Интернета самому. Такой подход поощряет и Европейская система образования, а в частности ЕГЭ.
Каждый школьник, находясь в старшей школе, должен определиться с набором экзаменов, результаты коих ему нужны для поступления в ВУЗ: разумеется, на них и будет выдвинут авангард мысли подростка. Готовясь к обязательным математике (может, даже профильной) и русскому с репетиторами, обложась учебниками, сборниками задач и всевозможными справочниками, дитя перестаёт концентрироваться на второстепенных (конкретно для него) школьных предметах, упуская тем самым заключительную часть школьной программы, которая в теории должна дать минимум – это важно! – знаний любого человека. Заключительный же экзамен – это проверка и контроль усвоенного материала. Выходит, что проверяется-то всего четыре-пять предметов.
Как банально это ни звучит, но вспомним экзаменационную систему СССР: шесть обязательных экзаменов и обоз контрольных идёт за ними – отличный контроль всех предметов. Пусть время сделает своё дело, и всё забудется, но выпускник выходил из школы с полной головой знаний, развитый во всех областях. В каком-то смысле сейчас мы стремимся к возвращению этой тенденции, повышая число испытаний, которые должен пройти абитуриент: уже сейчас речь идёт о вводе дополнительных обязательных экзаменов – литература и иностранный язык.
Стремление к знаниям – это естественное состояние человека, а достижения нашего мира – заслуженные плоды страданий, через которые стоит пройти. В конце концов дорогу осилит идущий, а история вознаградит за это, ведь в анналах сохраняются имена великих мыслителей, которые как Икар стремился к солнцу, так они спешили за знаниями. Интеллектуал в результате наших размышлений – это человек, без сомнения, достойный, интересный и интригующий, опора будущего и отрада настоящего, как сказал бы Горький – творец нового дня.
Владислав БУРУХИН
Читайте нас: