Все новости
КОЛУМНИСТЫ
14 Мая 2020, 16:47

Каждое поколение живёт теперь

Информационная атака во время эпидемии коронавируса оказалась одинакова для всех людей, а реакция нагнетаемой паники привела к карантину во многих странах. Мы вступаем в период существования единой информационной страны под названием Земля. И постепенно это поймут все. Потому что эпидемия заставила двигаться в едином ритме. Поздравляю. Мы попали в новый исторический период. И прежние наработки, привычные алгоритмы поведения становятся неэффективны.

На уроках истории многие школьники недоумевают: почему исторические периоды становятся со временем короче и короче? Верхний палеолит продолжался около миллиона лет, а на всю остальную человеческую историю осталось всего полмиллиона. Средние века – тысяча лет, остается всего пятьсот. От верхнего палеолита до средневековья история, похоже, ускорилась в тысячу раз.
Это явление хорошо известно историкам и философам. Историческая периодизация следует не астрономическому времени, текущему равномерно и независимо от человеческой истории, а собственному времени системы. Собственное же время следует той же зависимости, что и потребление энергии или прирост населения: оно течет тем быстрее, чем выше сложность нашей системы, то есть чем больше людей живет на Земле.
Если считать, что история измеряется не оборотами Земли вокруг Солнца, а прожитыми человеческими жизнями, укорачивающиеся исторические периоды мгновенно получают объяснение. Палеолит длился миллион лет, но численность наших предков составляла тогда всего около ста тысяч – получается, что общее число живших в палеолите людей составляет около десяти миллиардов. Ровно такое же число людей прошло по земле и за тысячу лет средневековья (численность человечества – несколько сотен миллионов), и за сто двадцать пять лет новейшей истории.
Таким образом наша демографическая модель нарезает всю историю человечества на одинаковые (не по длительности, а по содержательности) куски, на протяжении каждого из которых жило около десяти миллиардов человек. Самое удивительное, что именно такая периодизация существовала в истории и палеонтологии задолго до появления глобальных демографических моделей. Все же гуманитариям, при всех их проблемах с математикой, нельзя отказать в интуиции.
Сейчас десять миллиардов людей проходят по земле всего за полстолетия. Это значит, что «историческая эпоха» сжалась до одного поколения. Не замечать это уже невозможно. Сегодняшние подростки не понимают, о чем это пела тридцать лет назад Алла Пугачева: «…и переждать не сможешь ты трех человек у автомата» – какого автомата? Зачем ждать? Сталин, Ленин, Бонапарт, Навуходоносор – для них это то, что в грамматике называется «плюсквамперфект» – давно прошедшее время. Сейчас модно сетовать на разрыв связи поколений, на умирание традиций – но, возможно, это естественное следствие ускорения истории. Если каждое поколение живет в собственной эпохе, наследие предыдущих эпох ему может просто не пригодиться.
Сжатие исторического времени сейчас дошло до своего предела, оно ограничено эффективной продолжительностью поколения – около сорока пяти лет. Это значит, что не может продолжаться гиперболический рост численности людей – основной закон роста просто обязан измениться. И он уже меняется. Согласно формуле, сегодня нас должно быть около десяти миллиардов. А нас всего семь: три миллиарда – это немалая разница, которую можно измерить и истолковать. На наших глазах происходит демографический переход – перелом от безудержного роста населения к какому-то другому способу прогресса.

Многим почему-то нравится видеть в этом признаки надвигающейся катастрофы. Но катастрофа тут скорее в умах людей, чем в действительности. Физик назвал бы происходящее фазовым переходом: вы ставите кастрюлю с водой на огонь, и долгое время ничего не происходит, лишь поднимаются одинокие пузыри. А потом вдруг все вскипает. Вот так и человечество: медленно идет накопление внутренней энергии, а потом все приобретает новый вид.
Примерно в 1995 году человечество прошло через максимум скорости роста, когда нарождалось восемьдесят миллионов человек в год. С тех пор рост успел заметно уменьшиться. Демографический переход – это переход от режима роста к стабилизации населения на уровне не более десяти миллиардов. Прогресс, естественно, будет продолжаться, но пойдет в другом темпе и на другом уровне.
Я думаю, что многие беды, которые мы переживаем, – и финансовый кризис, и моральный кризис, и неустроенность жизни – это стрессовое, неравновесное состояние, связанное с внезапностью наступления этого переходного периода. В каком-то смысле мы попали в самое пекло. Мы привыкли, что неудержимый рост – это наш закон жизни. Наша мораль, общественные установления, ценности были приспособлены к тому режиму развития, который был неизменен на протяжении истории, а сейчас меняется.
Причем меняется очень быстро. И статистические данные, и математическая модель указывают, что ширина перехода составляет меньше ста лет. Это при том, что он происходит неодновременно в разных странах. Это, в общем, был дискурс – кратенько о том, что думали ученые про то, куда мы движемся до эпохи самоизоляции, которая таки наступила во многих странах одновременно. И те, кто хотели быть разными и даже могли быть разными в своем выборе, вдруг этой свободы выбора лишились: все эти дачники, которые хотели – на автобусе ехали, хотели – на машине, хотели – в будни, хотели – в выходные. И главное они могли это делать без интернета, а теперь выясняется, что без регистрации на «разрешательном» сайте ни туда, ни сюда.
И представьте, разрешить сложность жизни в плане перемещения граждан без современных средств связи невозможно. А уж что творится в сфере образования и воспитания. Все эти адепты строгого воспитания – никакого детям интернета, больше свежего воздуха и кнопочный телефон, ау? Вы все мрачно настраиваете детям скайп и зумм, если, конечно, есть на чём. А как быть жителям тех районов, где нет интернета и сотовой связи, их детям теперь как учиться? А в нашей обширной стране таких деревень хватает, там, чтоб просто позвонить, надо на гору соседнюю залезть. Какие-такие уроки онлайн. Или бедные люди: мать-одиночка с двумя детьми и одним телефоном, ей сколько гаджетов надо приобрести, чтоб оба ребенка могли учиться. А шаурмячная-бургерная-кафешка, где она трудилась за тысяч десять в месяц, во время карантина не работала вообще. Кризис в системе образования назревал давно, и карантин показал всю неприглядность современной школы. Хорошо, когда оба родителя у ребенка с высшим образованием, мама с гуманитарным, а папа с техническим (и то, знаете ли, выяснилось, как решать мольные уравнения по химии – оба не помним). А если родитель один и с неполным средним? А, между прочим, гражданам гарантируются равные права на получение полного среднего образования, вне зависимости от образования и дохода родителей. Как организовать эффективный и равноправный учебный процесс? Эта проблема, за разрешением которой наблюдаю как непосредственный участник эксперимента – мама ученицы российской государственной средней школы. Пока не самая удачная модель стартовала.
А что ещё впереди? Говорят, ЕГЭ могут перенести на август. Сочувствую родителям выпускников. Интересно будет наблюдать, как сработают другие страны. Что они изменят в системе образования. Помнится, в детстве, прочитав, что в Австралии живущие на удаленных фермах дети учатся по телевизору, я так завидовала австралийцам. Но на австралийской ферме вокруг природа и всякие коалы с кенгуру, в крайнем случае, кролики и овцы, и простор до горизонта. А у нашего городского ребенка в современной реальности четыре стены и максимум собака, с которой на карантине можно гулять. Но у нас вот кошка, гуляли с соседской собакой. В общем, пока австралийский вариант мне не кажется подходящим для мегаполисов. Неврозы и истерики у детей при таком образе жизни будут нарастать. И это при том, что взросление даже при активном общении в социуме наступало последнее десятилетие ближе к тридцати годам. А у выросших взаперти людей, как вообще будут формироваться социально-коммуникативные навыки? Как трансформируется общество, погружаемое в виртуальное образование и общение онлайн? Какие работники получатся из дистанционно обучаемых? Вопросов много, продолжаем плыть в неизведанном море нового исторического периода – может, скоро начнём вылавливать ответы.
ГАЛАРИНА
Читайте нас в