От латинского deprivatio переводится как лишение, потеря. Так значит материнская депривация – это потеря матери? В какой-то степени да, но это не обязательно смерть, депривацией может являться и разлука с матерью, отсутствие ее в нужный для ребенка момент.
Пару лет назад я посмотрела видео о том, как меняются дети, попадая в детский дом. Мне запомнилась одна история. Девочке было девять месяцев, когда ее родители погибли в катастрофе. Родных, которые бы могли удочерить ее, не оказалось. И она попала в приют. За девочкой постоянно следили видео-камеры, и через некоторое время психологи проанализировали результаты эксперимента. Вначале малышка пыталась произносить слова и улыбалась, она протягивала руки к тем, кто к ней подходил, хотела найти человека, с которым ощущала бы себя в безопасности… Но медсестры и нянечки постоянно сменяли друг друга. Детей было много, и никто не уделял ей достаточного внимания. Ребенок плакал, а потом от бессилия засыпал. К полутора годам это была уже неулыбчивая, замкнутая девочка. Она не пыталась разговаривать, не проявляла интереса к окружающим, невролог сделала заключение: «Задержка психического развития». Это, конечно, крайний случай депривации.
Помните фразу из сказки Корнея Чуковского: «Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я, наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил»? В стихах эти слова произносит умывальник, чужой для мальчишки дядька, но в жизни случается, что в такой манере с детьми общаются и родители. Человек приходит в это мир, чтобы стать личностью – свободной и думающей. Но порой, (особенно это касается властных родителей), та индивидуальность, которая уже присутствует в маленьком человеке, разрушается пристальным контролем окружения. Так что такого во фразе Мойдодыра? Получается, что мальчик, пока не был чистым, был плохим, недостойным любви. Под напором и упреками умывальника его наконец отмыли и теперь он стал хорошим… Все прекрасно, занавес. Ну и где же здесь уважение к личности ребенка, где конструктивный диалог: «А знаешь, для чего нужно умываться? Давай я научу тебя...» Или: «Я люблю тебя, но ты должен знать, что те, кто не моются, часто болеют». Вместо этого происходит акт эмоционального насилия.
Ребенка нужно любить и принимать в любом случае, без оговорки, всяких там шантажей. Ведь любовь матери, отца, близкого человека для него и есть весь мир. И этот мир рушится, если в нем нет уверенности и безопасности.
Мне вспомнился фильм «Белый олеандр», где основным сюжетом являются непростые отношения матери и дочери. Мать сажают в тюрьму за убийство любовника, а дочь Астрид (ей 15 лет) помещают то в одну, то в другую приемную семью. Девочка нигде не может ужиться, а мать постоянно дает ей советы, как поступить в той или иной ситуации. Подсознательно она боится, что дочка найдет ей замену и поэтому уверяет ее в том, что доверять чужим людям, а уж тем более привязываться к ним нельзя. С этого и начинаются страдания девочки. Астрид рисует портрет улыбающейся женщины и никак не может вспомнить ее. Затем обращается к матери с вопросом кто эта незнакомка на рисунках? Мать отвечает, что когда родила, у нее началась депрессия, ей хотелось строить свою жизнь, веселиться, чувствовать себя свободной, а рядом был маленький ребенок. Она признается: «Я чувствовала себя заложницей, меня угнетала беспросветность. Ты впивалась в меня, как паук, и мне хотелось разбить твою голову о камень».
Женщина оставила девочку (которой на тот момент было несколько месяцев) соседке и уехала с любовником. Она не навещала ребенка целый год. Незнакомка на рисунках Астрид и была та самая соседка.
Для подростка такое признание оказалось болезненным, шокирующим. Дочка признается: «Я ждала тебя всю свою жизнь и боялась, что ты уйдешь».
О чем этот фильм? Между мамой и дочкой всегда существовала какая-то незримая стена, Астрид ощущала тревогу, беспокойство, хотела всегда и во всем угодить матери, быть на нее похожей, потому что где-то в подсознании помнила – ее могут бросить, оставить. Она боялась потерять ее любовь и поэтому выполняла все, что та говорила ей. Но, когда мать снова отделилась от нее, попав в тюрьму (опять-таки поставив месть мужчине превыше их спокойной жизни с дочкой), Астрид пришлось увидеть мир, других людей уже не материнскими, а своими глазами. Герои, в конце концов, смогли принять друг друга, но это скорее исключение из правил.
Порой родители удивляются, как ребенок уже с ранних лет пытается манипулировать ими: «Если не купишь, то не любишь…» А вы обращали внимание на то, как через рекламу идет та самая подмена ценностей. Вот вам примеры: «К… сюрприз лучший способ выразить любовь», «любовь в каждой ложечке»… Так выходит, что если подарить малышу шоколадку, угостить детским питанием, то это и будет любовь?
Так может быть анорексия, булимия, лишний вес тоже оттуда? От желания заменить настоящие чувства едой.
Важно не то, что мать формально выслушивает маленького человека, а то как она это делает – внимательно, с сочувствием или же напротив с раздражением, не включаясь в проблему. Последнее тоже есть материнская депривация.
Вспомним фильм «Похороните меня за плинтусом». Это один из ярчайших примеров потери матери. Она редко навещает сына, а ее образ всячески оплеван нездоровой бабушкой…Что будет ощущать ребенок, думая, что его мать плохая? Он будет чувствовать себя плохим. Здесь мы можем наблюдать пример того, как конфликтные отношения между матерью и бабушкой травмируют психику ребенка. Конкуренция бабки и дочки, скорее всего, результат все той же депривации. Старуха и сама не смогла стать для дочери хорошей матерью, конкурировала с ней, а орудием в данный момент служит внук. На самом деле, его никто не любит и это суровая реальность…
Для наглядного примера того, как складываются судьбы тех, о ком мало заботились, я возьму героев из книг моего любимого автора Эмиля Золя. Его произведения идут по хронологии, где вначале рассказываются истории жизни одних людей, затем идет описание судьбы детей и так далее… В книге «Западня», в которой действия разворачиваются во второй половине девятнадцатого века во Франции, рассмотрены актуальные и для нашего времени проблемы.
Молодая женщина трудится из последних сил, чтобы прокормить семью, берет кредит и открывает свою прачечную. У нее непутевый муж, дочка и двое сыновей. Времени на них у нее естественно нет… В книге описаны сцены когда измученная работой и бытом молодая мама уже не знает куда отправить детей, чтобы не мешали. Трагично сложилась судьба главной героини и ее детей. Все они были несчастны.
Однажды шел по дороге старый мудрый человек, разглядывал природу и любовался весенними яркими красками. Тут он увидел мужчину, который нес на плечах необъятно огромный груз. Было заметно, как у него от такой тяжести подкашиваются ноги.
– Почему ты обрекаешь себя на такой тяжкий труд и страдания? – спросил старик.
– Я страдаю для того, чтобы мои внуки и дети были счастливыми, – ответил бедолага. – Мой прадед обрекал себя на тяжкий труд ради деда, дед – ради отца, отец – ради меня, а я буду страдать ради счастья моих детей.
– А кто-то в вашей семье был счастливым? – поинтересовался мудрый собеседник.
– Пока еще нет, но дети и внуки наверняка станут счастливыми! – мечтательно воскликнул мужчина.
– К сожалению, неграмотный не может научить читать, а крот никогда не воспитает орла! – вздохнул старый мудрый человек.
– Сперва нужно научиться самому быть счастливым, только тогда ты сможешь научить детей счастью. Это и будет твой самый ценный подарок.
Можно вспомнить многих героев, чьи судьбы были спасены, благодаря бесконечной любви взрослых. Есть такой обожаемый мною фильм, который называется «Коррина, Коррина».
По сюжету в благополучной, счастливой семье случается горе – умирает мама маленькой шестилетней девочки. Папе нужно выйти на работу и он ищет няню… После трагедии девчонка замкнулась в себе и перестала разговаривать. Отец уже отчаялся найти подходящую кандидатуру и вдруг к ним в дом приходит негритянка, которая не только сумела найти ключ к сердцу маленькой героини, но и полюбила ее всем сердцем и они стали друзьями.
Конечно никто из наших детей не застрахован от травм и суровой реальности жизни. Да и должен ли ребенок расти в тепличных условиях? Но взрослые, родители обязаны понимать, с какой ответственностью нужно подходить к миру детской души. Да, пусть они растут свободными и независимыми, но где проходит та грань, за которой ребенок может чувствовать себя одиноким и покинутым?