Не знаю, можно ли назвать новую книгу уфимского поэта и писателя Айдара Хусаинова романом в полном смысле этого слова… Но сам автор считает эту книгу романом.
Я прочла почти одновременно две книги, авторы которых называют их по жанру романами. Одна – это «Голова Олоферна» Айдара Хусаинова и вторая «Общага-на-крови» Алексея Иванова. Это абсолютно разные книги и по духу, и по взгляду на мир. Единственное, что их объединяет – это время действия – советские 80-е годы.
Но «Общага-на-крови» – это действительно роман в общепринятом понимании данного жанра. Здесь есть завязка, сюжет, развитие сюжета, развязка. Здесь одни и те же герои, которые, попав в безвыходную ситуацию, действуют по обстоятельствам, в соответствии со своими взглядами на жизнь, мировоззрением, или, как сказал бы Айдар Хусаинов, исходя из своей жизненной стратегии. Но в романе Иванова персонажи все же вымышленные, хотя и они имеют своих реальных прототипов, двоих из которых я знаю лично: я с ними знакома и они жили в этой общаге на Большакова, когда учились в Екатеринбурге, быт которой и описан в романе. Вымышленность персонажей все же позволяет и легко менять сюжет. В сценарии фильма «Общага», снятого по роману, сюжет изменен: главного героя – Отличника – в фильме убивают, а в романе он покончил с собой сам.
В книге Айдара Хусаинова изменить уже ничего нельзя, потому что его герои абсолютно реальные люди, чья жизнь воспроизведена здесь со скрупулезными подробностями и деталями. Причем, в книге описана абсолютно реальная жизнь, какой она и была у героев Айдара Хусаинова на самом деле. Смею это утверждать, поскольку многих из персонажей книги я знала лично и некоторых даже очень хорошо и близко.
Это были удивительные люди, в основном, поэты, писатели, журналисты, которых уже нет в живых. И практически все они прожили короткую жизнь, и ушли из нее раньше срока. Почему?
На мой взгляд, автор книги и пытается это проанализировать и объяснить, призывая себе в помощь древний еврейский миф о молодой еврейской вдове по имени Юдифь, победившей ассирийского полководца Олоферна, Царь Навуходоносор послал Олоферна с войском на завоевание земель израильтян. Они окружили и заблокировали город Ветилию, отрезав его от питьевой воды и обрекая жителей на медленную смерть.
Юдифь же, помолившись Богу и нарядившись в самые красивые одежды, умастив свое тело благовониями, отправилась в стан врага, захватив с собой мешок с вином и всякими вкусностями. Она вошла в стан врага и в шатер Олоферна и начала соблазнять его речами. Полководец захотел овладеть прекрасной женщиной, но, не рассчитав своих сил, выпил лишнего и уснул. И в это время коварная Юдифь отсекла ему голову мечом, спрятанным в мешке. Вместе со служанкой женщины положили голову врага в мешок и принесли ее в родной город. Враг был деморализован и бежал. По легенде. В исторической же действительности, как утверждают специалисты, царь Навуходоносор все же покорил израильтян и установил свое господство в чужой стране.
Вот такой архетипичный миф, ставший излюбленным сюжетом в мировом искусстве, использовал в своей книге и уфимский автор. Миф используется и в музыке, и в художественном слове, как некий символ сопротивления агрессии и грубой силе, причем сопротивления мягкого, женственного, но коварного и опасного.
Для чего автор ввел этот древний еврейский миф в повествование, где герои живут в советской действительности в месте, расположенном на границе Европы с Азией? Это некая загадка, некий ребус, над которым читателю приходится ломать голову, разгадывая его.
Дважды перед некоторыми героями книги мелькает женщина, несущая в руках нечто круглое, похожее на человеческую голову. Может, это футбольный мяч, а может просто арбуз. Но герои, увидев это, холодеют от мистического ужаса и вскоре погибают. Кто-то в автокатастрофе, кто-то от неизлечимой болезни.
Кто же или что же в книге Айдара Хусаинова выполняет роль Юдифи?
На мой взгляд, это время. Время несвободы и отсутствия выбора, когда человеку, решившему прожить свою жизнь не просто как животное, а как творцу некуда деться, нет ни единой лазейки, в которую можно протиснуться, негде найти защиту от железобетонной судьбы, заблокировавшей все выходы и входы, как войско Олоферна закрыло город Ветилию. Именно в такое время несвободы и некой духовной блокады и довелось жить героям книги Айдара Хусаинова, да, впрочем, и многим из нас, читающих эту книгу.
Время несвободы показано и в романе Алексея Иванова «Общага-на-крови». Но там герои другие. Это просто студенты, живущие обычной жизнью в обычной общаге, но попавшие в безвыходную, казалось бы, ситуацию. Лишь один герой в общаге – творец. Это алкоголик и поэт Иван Симаков, прототипом которого послужил реальный поэт Александр Башлачев, реально проживавший в той общаге в Екатеринбурге на улице Большакова. По замыслу автора – Бога, как он себя позиционирует, этот герой сломался, поддался угнетающей реальности и стал стукачом. Прототип же Ивана Симакова поэт и бард Александр Башлачев тоже сломался и покончил с собой, – шагнув с высоты из окна…
Автор Айдар Хусаинов не позиционирует себя Богом, ибо он не вершит судьбы своих героев как Иванов. Герои Хусаинова сами делают свой выбор. Автор лишь наблюдает за ними, взаимодействуя со своими героями-друзьями, иногда пытаясь им помочь, иногда сам прибегает к их помощи. Автор просто анализирует их жизнь и поступки со своей точки зрения. Он и его жизнь в книге и являются главной сюжетной линией. Автор как бы солнце, от которого как бы расходятся лучи его внимания к жизни его друзей и недругов.
Отличие героев Айдара Хусаинова от героев Алексея Иванова в том, что они все в той или иной мере творцы, каждый из которых смог все же осуществить свою сефироту, то есть акт творения – от идеи, замысла до воплощения в жизнь, несмотря ни на что, несмотря ни на какие препятствия и препоны, которые в изобилии им даровала судьба. Причем, каждому. И каждый стал жертвой некой мистически-мифической Юдифи, то есть своего времени, которая заставила их сложить свои головы на поле сопротивления некой тупой и закрывающей все силе.
А время было действительно очень непростое и очень несвободное. Впрочем, когда же оно было простым и свободным? Автор постоянно вводит в ткань повествования газетные статьи того времени: «Преследование прекратить!» Владимира Прокушева, материал, опубликованный в газете «Правда», с которого началась перестройка в Башкирии, и статью «Менестрель с чужим голосом», опубликованную в республиканской молодежной газете «Ленинец» в середине 80-х под коллективным авторством, заказанную в КГБ и направленную против уфимского барда Юрия Шевчука.
Эти приметы идеологического железобетонного социума того времени убедительно показывают, как непросто было жить и существовать тогда людям творческим, свободным и раскованным, стремящимся говорить правду и всеми силами желающими реализоваться как творцы – поэты, писатели.
И вот в первой части книги перед нами проходит целая галерея чудесных ярких персонажей, написанных мастерской рукой автора.
Это уфимские поэты Светлана Хвостенко, Ринат Юнусов, Станислав Шалухин, Виль Гумеров, Александр Банников, Владимир Глинский, Роман Шарипов, Дмитрий Масленников, замечательный писатель из Салавата Сергей Матюшин, критик и культуртрегер Александр Касымов и многие, многие другие люди, с которыми автору довелось общаться и взаимодействовать не только в Уфе, но и в Москве, на Алтае и даже в Америке.
Я перечислила здесь лишь тех людей, которых знала лично. Некоторых из них – очень хорошо и близко. И могу с твердой уверенностью сказать: автор прав – все они очень рано пали жертвами на поле некоего мистического и вечного сражения человека со своей судьбой, с мойрами. И в то же время, каждый из этих героев все же смог ценой неимоверных усилий осуществить свою сефироту, свой акт творения, несмотря ни на что, чему свидетельство – книжечки стихов, прозы и критических статей, которые остались после них и о которых автор напоминает любознательной публике, обильно цитируя замечательные стихи своих друзей.
Первая часть книги суперинтересна! Думаю, она интересна даже тем, кто никогда не встречал и не знал людей, которых автор живописал в своей книге. Они все очень разные и мастерство автора в том, что он сумел показать их разными – со своими достоинствами и недостатками. Автор повествует об этих героях с большой любовью и нежностью, даже если порой они его в чем-то обидели и поступили с ним несправедливо. За что я очень благодарна: ко многим из них я тоже относилась с большой любовью и нежностью и очень их уважала. Это поистине памятник, высеченный в слове! И за это автору – большая, большая благодарность.
Но вот вторая часть книги – «Deus ex mashina» – «Бог из машины» производит совсем другое впечатление. Будто ты попадаешь из солнечного, объемного, пусть и непростого и противоречивого мира людей в некое зловонное, вязкое болото, в мир вурдалаков, вампиров и ведьм. Автор повествует во второй части о своих недругах и врагах. И здесь его взгляд весьма субъективен и однозначен. Эти персонажи, также реальные, но скрытые под никами и прозвищами, все без исключения, написаны одной черной краской. Автора можно понять: эти люди причинили ему много боли и разочарований, и я тому живой свидетель. Но, на мой взгляд, подобное выяснение отношений после драки не представляет особой художественной ценности и только портит книгу. Но, видимо, автору была нужна эта часть книги как некий повод закрыть свой гештальт обиды и ненависти и покончить с ними, наконец!
Третья часть книги интересна тем, что в ней идет повествование о живом литературном процессе в Уфе, в Башкирии. Автор интересно и увлекательно рассказывает, как люди оживают и просыпаются после заморозков анабиоза и беспамятства, навязанного тотальной железобетонной идеологией, как пытаются стать свободными, раскованными, дружелюбными в мрачном, недоверчивом и настороженном городе и выходят на улицы этого города навстречу людям со своим творчеством, пытаясь разморозить, растормошить спящих духовно обитателей этой закрытой и замкнутой сама в себе крепости.
Я не знаю, будет ли интересна эта книга читателям из других городов и весей, в других странах? Пока это вопрос времени.
Но новая книга Айдара Хусаинова все же несет в себе, по моему мнению, общечеловеческий архетипический взгляд на человеческую судьбу, на жизнь, на творчество, на стратегию жизни и индивидуальный выбор каждого человека, который и определяет, в конечном счете, судьбу.
Да, мы все когда-нибудь умрем, но каждый по-разному. Главное – прожить свою жизнь достойно и выбрать правильную ее стратегию, чтобы победить в вечном сражении злого косного и застывшего с добрым творческим и развивающимся!
Книга заставляет глубоко задуматься об этом. И неважно – роман это или просто мемуары. Важно то, что книга постепенно становится фактом литературы, литературным явлением в жизни Уфы!