«Прожив несколько лет в США, мужчина возвращается в родной австралийский город на побережье, где собирается купить дом, когда-то принадлежавший его семье. Вместе с сыном-подростком он отправляется поплавать на досках, но сталкивается с сопротивлением банды сёрферов, считающих, что этот пляж — только для местных. Мужчина сдаваться не собирается и вступает с ними в жестокое противостояние»…
…И вот поэтому я не доверяю кратким описаниям с киносайтов. В таких раскладах «Сёрфер» выглядит как типичное кино Лайама Нисона, только с Николасом Кейджем. Кейдж, кстати, уже пытался зайти на эту территорию, некоторые из этих попыток я до сих пор вижу в кошмарных снах…
Так вот, «Сёрфер» — совсем другое кино. Это не боевик, а, скорее, медитативный экзистенциальный триллер, пропитанный австралийским колоритом. Лучшая часть фильма — это своеобразный парафраз шумахеровского «С меня хватит!» (помните такой триллер с Майклом Дугласом и Робертом Дюваллем?): герой Кейджа, запертый в выжженных палящим солнцем локациях, на наших глазах буквально сходит с ума, медленно теряя всё, что его связывает с реальностью — и мы идем следом за ним. Это — практически дантовское схождение в ад, когда человек очищается от всякого сора, оставаясь наедине с собой. Телефон, часы, машина, обручальное кольцо — все символы прошлой жизни, пустой, неудачной, бессмысленной, исчезают без следа, оставляя лишь на глазах теряющего свой облик героя. Вслед за ним мы теряем восприятие реальности, зато очень хорошо ощущаем всю гамму эмоций. Отчаяние, злость, беспомощность, ненависть, сводящий с ума лихорадочный жар, боль — и так по кругу, раз за разом, когда всё вокруг создано для того, чтобы сделать тебя ничтожным — и даже сама природа насмехается над тобой. И, самое смешное, что в то же время какая-то часть тебя видит героя со стороны, переворачивая ту же самую картинку с ног на голову. Вот эта зыбкая грань, восхитительная неопределенность и мощное эмоциональное воздействие — лучшее, что есть в фильме. Увы, до конца запала не хватает: сперва мы понимаем, что действие движется в сторону «Бойцовского клуба», а в конце выдает чистейший оммаж бойловскому «Пляжу». Конечно, оба фильма — отличный образец для подражания, но то, что было до них, точно было лучше
Что в остатке? Хорошая работа, мощное путешествие в сердце тьмы, несколько запоротое сумбурным финалом. Впрочем, сила фильма в том, что трактовать его, имея такое желание, можно долго и со вкусом: тут вам и христианская образность, и буддийские мотивы, и чисто человеческие аспекты — хоть научную работу пиши, пищи для ума хватает. Зайдёт не всем, но для меня твердая семёрка.
Отдельной строкой хочется отметить работу оператора. Мне кажется, весьма значительная часть эмоционального воздействия — его рук дело.
Итог: 7/10
Все кинорецензии читайте в авторском канале по ссылке https://t.me/l0oo0k