«Батя 2. Дед» — это лирическая комедия, целиком основанная на использовании наработок советского кино. Это абсолютно целенаправленная позиция создателей, принесшая фильму большие сборы.
Можно даже предположить, что примером для подражания стал кассовый рекордсмен «Чебурашка». Да уж, впору вводить термин «совсплотейшн», по аналогии с «сексплотейшн», «блэксплотейшн» и т. п. При этом, конечно, в «настоящее советское» врем такой фильм был бы невозможен. Слишком много вольностей в выражениях (к канону совкино было добавлено нечто просторечное и «простонародное», вроде со смаком повторяемого туалетного термина «серет»). Есть вопросы к связности и «плотности» сценарного материала и т. п. То есть, перед нами призрак советского — что целиком устраивает публику, полную ностальгии (но на деле отнюдь не желающую принимать всю ответственность, все обязательства, которые накладывала на каждого жизнь в СССР).
Вот и в этом кино — все без обязательств, облегченно. Евгений Цыганов играет сразу несколько ролей — людей разных поколений — но, как обычно, всегда исключительно Евгения Цыганова с фирменной циничной усмешечкой, но доброй (в принципе) душой. Закадровый текст читает сам Никита Михалков! Изображая этакого добренького старичка-говоруна (кстати, в одной из своих ипостасей — деда — Цыганов прямо дает нам Михалкова, такой дружеский шарж). Его дочь Надежда — в одной из ролей… Нехитрая история про то, как ребенок из поколения в поколение отправляется к деду в деревню, очень актуально манифестирует традиционные ценности. Можно и ремешком получить, можно и обозванным быть — но понимать надо, это не абьюз, а воспитание. А кто не видит разницу — подозрительный он какой-то… Кончается, конечно, хорошо.
В отличии от первого «Бати» юмора тут поменьше, а вот воспитательного позитива побольше. Словом, создателей (режиссер Илья Учитель) можно поздравить. Но нужно ли? Поощрять ли грядущий вал «совсплотейшна»? Тут, конечно, вопрос. В конце концов, то кино, на котором сегодня строятся химерические конструкции прославилось тем, что говорило про день сегодняшний, не боялось идти вперед, нащупывая подлинный язык современности. А не оглядываясь назад. Ибо, «в карете прошлого далеко не уедешь», как говаривал герой настоящего советского классика.
Мой рейтинг 6/10