«Отпирая дверь реальности, которая была»... Да, именно дверью в реальность, которая когда-то случилась со всеми нами, оказался фильм «Руки вверх». На сеансе было мало народу и это были совсем разные зрители. И даже те, кто не застал 90-е в своей жизни, смогли в них заглянуть благодаря кино. И с самой юной девочкой-подростком я побеседовала, вот слова школьницы: «Очень понравился фильм, добрый, нескучный, как-то радостно после него. Нет, группу не знаю, но есть тренды в соцсетях, в тик-токе». Кстати, я тоже пошла, ориентируясь на отзыв знакомой поэтессы в соцсети. И всем знакомым советую.
Ощущения и чувства, переведенные в искусство, воссоздают мир и создают менталитет. Все что мы думаем о себе, как мы относимся к себе – это менталитет. Искра жизни, частичка силы любого творческого “я” вливается в океан мироздания. Чем больше светлых искр, тем меньше тьмы. А время 90-х нуждается в освещении. Это было время крокодилов, которые съели всех лошадей. Помните, у Маяковского «все мы немножко лошади». Кстати, крокодилы плохо видят, ну свет и темноту различают и всё. Им это не надо – видеть. Они реагируют на движение, схватить что-то движущееся и сожрать. И они не могут долго бежать. Но многих успели схватить и сожрать. Ибо крокодилами управляет маленький мозжечок, и он потребляет, потребляет и потребляет, на более сложные вещи не способен. А творческим человеком управляет неокортекс (неокортекс – новые области коры головного мозга, которые у низших млекопитающих только намечены, а у человека составляют основную часть коры), и неокортексу, чтобы существовать счастливым, надо очень много сложных вещей – доброты, любви, счастья, уважения, постоянного роста.
Могу сказать про невероятный подбор артистов и особенно артистов, игравших “крокодилов”. Убедительно показана примитивность и ограниченность, и неспособность думать на перспективу – лишь схватить и сожрать.
А еще мне понравилось, что в этом фильме есть дружба – «если с другом вышел в путь, веселей дорога». Нормальная человеческая дружба. А то у нас в ходу всякие словечки сейчас типа – абьюз, газлайтинг, буллинг. А где слова доверие, открытость, общительность? Именно такими качествами обладают люди, умеющие дружить, хотя бы по отношению к своим друзьям. Да, в начале немного подростковых разборок было. Но было и здоровое разрешение конфликта. Неокортекс, способный к развитию, выигрывает в эволюционной гонке. По биологии это известно. А вот из психологии уже: для здоровой личности нужно благоприятное окружение. Хорошая дружба была единственным благоприятным фактором на фоне катастрофической нищеты и бесконечной работы. Иногда работа окупается не сразу, пока поле вспашешь и засеешь... Этот процесс “не сразу Москва строилась” хорошо показан – несколько лет для героев проходят в гастрольном ПАЗике.
Так что, если кратко изложить сюжет – то это о том, как два пацана встретились, поддерживали друг друга, разделили на двоих все проблемы (очень серьезные проблемы) и смогли остаться людьми по отношению друг к другу и окружающему миру. Несмотря на периодические претензии друг к другу, главные герои ценят и уважают один другого. А то, что это реальные люди Сергей Жуков и Алексей Потехин, а не выдуманные персонажи, вообще замечательно. Стать звездой и сохранить адекватность восприятия – это роскошь для шоу-бизнеса.
И мы смотрим на экране на бизнес с человеческим лицом – это тоже здорово. Как там историю пишут победители. А могут ли победить добрые люди? Смотря, что считать победой. Я вот считаю, что создание кино – это огромный труд, и победа, когда это кино идет в кинотеатрах.
Там, на постере есть словосочетание «реальная история». И создатели фильма очень постарались не сфальшивить: зрители, и я в том числе, немедля опознают в кадре тысячи примет тех минувших лет, – что носили, как себя вели, какие обои были на стенах в квартирах. Да, я их узнала, именно такие обои были на стенах в доме прадедушки моей дочери, а еще много других мелочей – лосины, куртки, джинса-варенка, видеокамера VHS.
Художник-постановщик Виктор Зудин, и художник по костюмам Татьяна Чистопольская, и художник по реквизиту Наталья Авынова, и художник по гриму Ани Дваладзе – все постарались отменно.
Но сам ритм истории был удивительно четким, надо сказать слово о сценаристах, в числе которых прототип и главный герой Сергей Жуков. Сколько баек и случаев было за годы его эстрадной карьеры, и сколько их было отметено сценаристами Сергеем Калужановым и Михаил Погосовым. Киноистория в итоге получилась утрированно прямолинейная, эдакий бравый лубок без психологических подтекстов, но увлекательно и душевно. А как замечательно, с динамикой снято – браво оператору Александру Дмитриеву, и монтажные переходы каковы – восхитили монтажеры Максим Мироненко, Кирилл Абрамов. Режиссер Аскар Узабаев не затянул ни на секунду. Профессионалы справились с созданием позитивной динамичной истории, в которой есть место и слезам, и улыбке. Хочется сказать и о кастинге исполнителей, такие типажи собрали! Да, ребенок-актер чудесен. Глядя на него, веришь, что мечтатели двигают мир в нужную сторону. С удивлением узнала, что это сын Сергея Жукова – Энджел. Взрослые артисты Влад Прохоров и Илья Русь убедительны и очень хорошо перекликаются с реальными Сергеем Жуковым и Алексеем Потехиным, которые меняются с ними местами в сценах фильма неоднократно. Хорошо, что лично у меня эти актеры не ассоциируются с другими их ролями, не сильно раскрученные артисты (наконец-то продюсеры поняли, что не могут же всех в этой стране играть Безруков и Петров).
Поскольку это жизнь музыканта – то нашлось место и качественному саундтреку, который в начале фильма иллюстрирует формирование личности героя, показывая на какой музыке тот вырос. А потом в ход идут хиты самого Сергея Жукова.
Да, фильм «Руки вверх», несмотря на объективное высокое качество, пока не собирает полные залы. Но это пока. У него есть шанс войти в копилку любимых народных фильмов. Потому что в плане работы вдолгую – это очень правильное вложение сил и средств артиста и шоумена Сергея Жукова. Потому что теперь именно на его фильм будут ссылаться многие, говоря о своей юности, о своих 90-х. Потому что есть в этом фильме нужная ассоциация – все, кто был тогда, все, кто выжил тогда и живет сейчас – победители! Жизнь – это главный приз. Крокодилы не перевелись, но забегом они не рулят. Если у лошади не связаны ноги, то крокодил её не догонит. А у человека не должно быть связано сознание в первую очередь. И сознание нам дано, чтобы осмыслять опыт. Опыт героев фильма транслирует – никакой выученной беспомощности и никакой чернухи. Команде фильма хорошо удалось осмыслить опыт Сергея Жукова и донести его в самой доступной форме. Заодно и добавить позитивную искру жизни в океан российского менталитета.