Сходила в кино на фильм «Сто лет тому вперёд», эту новую «Гостью из будущего», полный метр 2024 года, и теперь пытаюсь написать свой отклик. Всегда, когда у фильма имеется литературная основа, — а у Кира Булычёва же целый цикл произведений про девочку Алису, — то появляется обширное поле для размышлений. А тут есть еще киношное поле для сопоставлений, так как имеется советский телевизионный сериал «Гостья из будущего» 1984 года, сравнением с которым увлеклись многие рецензенты.
Но я буду этот современный полный метр не сравнивать, а считать самостоятельным произведением. Ибо работа, которую произвела драматургическая и техническая команда фильма внушила мне уважение и породила много мыслей, которые не порождал тот давний детский сериал. Вкусы же обсуждать бессмысленно. А то, что чувства были затронуты и разбужены не только у меня, говорит масса отзывов. Пишу и переслушиваю песню «Прости, Алиса» группы «Азон»:
Прости, Алиса, но мы съехали в кювет,
В твой яркий мир закрыта нам дорога…
На всё уж плюнул к нам взывавший много лет
Охрипший голос из прекрасного далёка
Прости, Алиса, что мы слишком увлеклись
Откатами при стройке Космопорта
Всё корабли у нас стремятся вниз,
Теперь мы — птицы невысокого полёта…
Пойми, Алиса, если б миелофон
Смог наши мысли прочитать, он бы взорвался!
От огорчения, в смеси со стыдом
Сгорели б схемы у наивного девайса.
В фильме была использована чудесная песня «Прекрасное далёко» из советского сериала, наверное, это надо было, чтобы обозначить скрепы, хотя для меня суть ощущений лучше отражает современная группа «Азон». Думаю, есть ли в фильме выезд из кювета?
Для того, чтобы увидеть, где рельсы сходятся, надо очень далеко отодвинуть линию горизонта. Фантастика дает эту длинную перспективу. И создатели фильма хорошо очень воспользовались социальной оптикой — построили два варианта отдаленного будущего.
Тот, где солнечный мир сияющего Полудня (как у Стругацких), где в основе жертва матери Алисы, запершей в прошлом инструмент изменения времени.
И мрачный мир трущоб, где инструмент, изменяющий время, попал к личности, не умеющей любить никого, кроме себя.
Вот эти два концепта будущего от сценаристов новой Алисы Селезневой, хорошо легли в витальность и мортидность. Жизнеспособный солнечный Полдень научного прогресса и умирающее Дно социального регресса. Но как достичь витальности? Как придумать концепт о витальности, когда в обществе такие себялюбивые настроения. Сколько сейчас гуру и коучей, учащих любить себя? Все эти «разрешить себе всё» должны включать в себя не только ничегонеделание и небрежение мнением других, а и тренировки до седьмого пота, и выращивание садов в пустыне, и умение ставить фильтр — на нужное и ненужное, в том числе и на слова других людей. Иногда именно советы и сочувствие других способны сотворить дальнейшую жизнь. А иногда рекламные посулы разных лиц способны разрушить. Перестать подменять сущность слова «любить» на баловать. А балованный самим собой тиран бесконечно одинок, как пират Глосс в этом фильме.
Тут фокус в том, что мы спутали явления. Забыли, что человек существо общественное. И человеку хорошо там, где его любят и понимают. И человек должен прилагать усилия сам и недюжинные, чтобы понимать других и любить других. Как новые герои этого современного фильма, которые уже не дети, а юноши и девушки. Разные по пониманию жизни и стилю поведения, одноклассники Коли проходят с ним через тернии вариантов будущего. Будущее, которое изменит их, или будущее, которое изменят они, поменявшись сами.
Фильм же новый пробил меня на эмоцию во время просмотра, и рефлексию после. Поэтому, считаю, съёмочная команда достойно справилась с материалом. И опять же наши дети получили современное, умное, сложное и развлекательное (без этого никак) кино, сделанное в нашей стране. Это важно. Снимать свои фильмы. Если мы хотим прийти, куда хотим, а не куда кривая падения роста демографии вывезет.