Все новости
КИНОМАН
11 Июня , 16:00

Не глиняные прототипы Леонида Гайдая

Игорь Гневашев / МАММ / МДФ / История России в фотографиях Леонид Гайдай на съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Леонид Гайдай на съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»Фото:Игорь Гневашев / МАММ / МДФ / История России в фотографиях

Что, если пройтись по комедиям Леонида Гайдая. Да, они давно набили оскомину. Для большинства зрителей они хуже пареной репы – смотреть якобы нет сил; каждая микробина изучена наизусть в кинокартине, будь то «Бриллиантовая рука» или «Не может быть!». Но согласитесь, – его советские кинокомедии до сих пор не утратили своего волшебного лоска и в каком-то смысле актуальности. Они впереди отечественного кинематографа, как паровоз, локомотив, тащащий за собою всё остальное. Ну, не сподобились наши современники снимать шедевры на века! Лишняя копейка отдавливает светлые мысли.

В пику этому «вечному» захотелось откопать что-то новенькое, если возможно, конечно. Как-никак его фильмы «объезжены» вдоль и поперёк. Все истории и байки, связанные с киносъёмками, известны зрителю. Чего хотел и не хотел сам Леонид Гайдай снять, доснять – типа секрета Полишинеля.

К примеру, откуда взялся самобытный, колоритный персонаж Якин в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» в исполнении Михаила Пуговкина? И кого он, собственно, напоминает? Человек вне киношных кулуаров вряд ли бы догадался, а люди, имеющие прямое отношение к кинематографу в те годы, частенько шушукались между собой, бросая друг другу смешки. Под Якином подразумевался никто иной, как сам Иван Пырьев, великий и всемогущий кинорежиссёр, на счету которого «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» и прочее, прочее. Когда шли съёмки гайдаевского фильма, Пырьева на тот момент в живых-то не было, но память о нём (в частности о его характере) ещё долго ходила среди работников киноискусства. И что характерно: слеплен, взят этот прототип первоначально не самим Леонидом Гайдаем, за него расстарался сам Михаил Булгаков. Ведь мы знаем, что он написал пьесу «Иван Васильевич» (по которой и снят фильм), где также ярко фигурирует некий режиссёр Арнольд Якин. И именно Булгаков подглядел повадки Пырьева, а уж Леонид Гайдай, угадав замысел писателя, преобразил Якина своими эффектными красками в кино.

Между прочим, Иван Пырьев входил в состав художественной комиссии при Наркомпросе СССР, и есть утверждения, что он в качестве члена этой комиссии в 1936 году принимал участие в запрете самой пьесы Михаила Булгакова, когда репетиции «Ивана Васильевича» только начинались в Московском театре сатиры. Есть вероятность, ну, имеется такая мысль, что Пырьев узнал себя в этой пьесе. Особенно прослеживается один жирный намёк – его увлечения на любовном фронте с актрисами. И он на многочисленных выступлениях в худсоветах всегда свою речь начинал со слов: «Я считаю…, я думаю…, я настаиваю…» Я, я – Якин.
А Леонид Гайдай добавил кучку значительных деталей, как художник, как гениальный режиссёр: соответствующую пырьевскую одежду; обязательную трость; показал в кадре его привычку сидеть, положа высоко ногу на ногу. Ну, разве не вылитый Иван Пырьев?!
И кто такой Шурик? Откуда взялся незабываемый, почти легендарный герой у Леонида Гайдая? Вопросы, вопросы как всегда падают кирпичиком. Его год рождения 1965 и да, впервые он сверкнул подобно бенгальскому огню в «Операции “Ы” и другие приключения Шурика», как безоговорочно положительный персонаж-студент. Излишне правильный, простоватый (местами глуповат), он сразу покорил советского зрителя. «В белом венчике из роз –Впереди…» Шурик! Далее последовала комедия «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и «Иван Васильевич меняет профессию». Хотя зачем повторяться? Об этом и бездомная дворняга знает, ибо фильмография актёра общеизвестна. Но вряд ли все знают, что первоначально его хотели назвать Владиком Арьковым, и вовсе не Шуриком. Строгая цензура не пропустила Владика, дабы избежать нежелательных ассоциаций с вождём революции – с Владимиром Ильичом Лениным. Но неприятные препоны нисколько не огорчили режиссёра: подумаешь, их Владик не устроил. Сделаем Шурика! Лишь бы остался уменьшительно-ласкательный суффикс в имени, подчёркивающий чудаковатость и бесхитростность героя.
И, вероятно, не все догадались, что Шурик и есть сам Леонид Гайдай. Во всяком случае, очень его напоминает, особенно в молодости: те же очки, похожая причёска. И характеры совпадают – застенчивость, скромность, в чем-то оба нелепы, но бесконечны добры и всегда готовы прийти на помощь. Есть известная, простенькая фраза у героини Нины Гребешковой, его жены, в комедии «Бриллиантовая рука»: «Он такой доверчивый…». Эту фразу режиссёр специально использовал в фильме, взяв ее у Нины: так как она часто говорила ему подобные слова. Список потенциальных исполнителей роли Шурика был невероятно внушительным: Виталий Соломин, Евгений Жариков, Валерий Носик, Иван Бортник, Евгений Петросян, Александр Збруев, Олег Видов и еще несколько артистов. Велись переговоры даже с Андреем Мироновым. Но режиссера ни один из них не устроил, разве что молодой актер Александр Демьяненко, работавший тогда в Ленинграде. Режиссер специально поехал в северную столицу, дабы посмотреть на его игру, увидел и сразу понял – вот он, его настоящий, вылитый Шурик. И никто более другой не нужен.
И что самое забавное, Леонид Гайдай и сам не осознавал, что сформировал Шурика по своему образу и подобию. Случайно вышло… Или всё-таки знал, с кого слеплен студент-практикант? Но нам уже никогда не узнать всех достоверных фактов. Остаётся только догадываться, сопоставлять одну информацию с другой, копошась в прошлом кинематографа. И жаль… очень жаль, что второго Леонида Гайдая, гениального режиссёра комедий у нас больше нет и не будет!
Автор:Алексей ЧУГУНОВ
Читайте нас: