Все новости
КИНОМАН
14 Апреля , 16:00

Позывной неразборчив

Михаил ГУНДАРИН о фильме режиссера и сценариста Ильи Казанкова «Позывной „Пассажир“»

«Позывной „Пассажир“» — не очень удачная попытка военной драмы на актуальную тему. Причем неудача здесь на совести режиссера и сценариста Ильи Казанкова, ранее снимавшего в основном дюжинные сериалы (названия которых вряд ли что скажут и ценителям жанра). Ну и продюсеров, надо полагать.

Даже удивительно: в фильме есть яркие, захватывающие эпизоды, хорошие актерские работы (отмечу Виталия Кищенко в роли комбата с позывным «Курок»). Ну, правда, исполнитель главной роли Антон Шагин играет неровно — временами как бы задумываясь, застываая, словно выпадая из действия. Но, похоже, это тоже режиссерская установка «на красоту и психологическую глубину кадра». А вот все вместе это просто рассыпается. История, рассказанная (со скрипом, неловкостями, не оправданными виляниями действия) такова. 2015 год. Молодой московский писатель Рябинин от правляется на Донбасс, где вовсю идут боестолкновения, искать пропавшего брата. Там он, в нескольких начальных словах, осудивший войну, не моргнув глазом (то есть, психологии тут ровно ноль) становится в ряды ополченцев. Воюет, попадает в плен к украинцам, чудесным образом спасается. Намерен воевать и дальше. Фильм снят по роману Александра Проханова «Убийство городов». Тут, думаю, одна из закавык.

У Проханова история СОВСЕМ другая. И герой не таков. И едет он на Донбасс за материалом для своей первой книги… Так что история выдумана для фильма, причем не очень внятно, а с другой стороны, нужно было сохранить связь с первоисточником (в числе соавторов сценария сам Проханов). И это, что называется, добило. Ибо прозу Проханова, гиперомантическую, антипсихологичную, написанную словно в полубреду, на взводе, адекватно экранизировать невозможно. Вот так у него, например, описывается танк: «в чёрном остове, среди разорванного железа и зловонной резины притаилось чудище, косматое, как взрыв, свирепое, кровожадное, готовое с рёвом вырваться, наброситься на добычу, сгрести когтями и, чавкая, изжевать и выплюнуть, как выплюнуло этот растерзанный грузовик». И так всю дорогу. Поди-ка перенеси сие на экран! Нужно так называемое «поэтическое кино». Режиссер в это не умеет. Потому перед нами появляются какие-то дерганые и одновременно затянутые панорамы и вообще неловкие моменты. Вот например. Маленький мальчик, нацепляя на себя портреты Пушкина и Гоголя, говорит: я кольчужку надел. И выходит к вражескому танку (еще и со знаменем). Нет ведь таких мальчиков в реальности. Как метафора оно и ничего, как персонаж сюжетно ориентированной, массовой ленты — выглядит неестественно и даже глупо. И так много раз.

В обще, «Тараса Бульбу» попытались запихнуть в банальный сериальчик, разорвав его в клочки. А теперь вопрос. Искупается ли такой киносумбур благородными намерениями и актуальной темой? Я считаю, ровно наоборот: усугубляется тем, что слабый фильм должен был рассказать о важном, о главном, может быть, для всех нас сегодня. Досадная неудача.

Мой рейтинг: 6/10

Автор:Михаил ГУНДАРИН
Читайте нас: