Синее «небо»
У Процесса Уильямса имелись свои очевидные «пороки». К примеру, на изменяющемся фоне любые тени на объекте не учитывались. Альтернативу изобрел Додж Даннинг примерно в 1925 г. Впоследствии он станет Процессом Даннинга (одни сплошные процессы). В нём использовалось цветное освещение. Экран на заднем плане освещался синим цветом, а предмет на переднем плане – желтым. С помощью красящих веществ и фильтров, синий и желтый цвет можно было отделить друг от друга, чтобы создать движущиеся «matte». Впервые Процесс Даннинга использовали в «Кинг-Конге» в 1933 г.
Несовершенство Процесса Даннинга в том, что он мастерил только на черно-белой пленке. Для цветной пленки требовалась, совершеннейшим образом, другая техника. Её изобрёл, напридумал художник по спецэффектам Лари Батлер, показав её в полную силу в фильме «Багдадский вор» (1940 г.). Батлер снимал объект на синем фоне на трехплёночную камеру «Technicolor». Синий цвет выбран им оттого, что он менее всего представлен в цвете кожи человека. И у синей пленки наименьшее «зерно».
Отделяя синюю пленку от трех негативов «Technicolor», Батлер сотворил «matte» силуэта, сродное Процессу Уильямса. После, при помощи оптического принтера – относительно нового изобретения в то время, соединяющего разные диафильмы в один, – Батлер сначала удалял от передней пластины синий фон, и, используя негатив меняющегося «matte», удалял пространство переднего плана с задней пластины. В заключительном этапе соединял передние и задние пластины. Навороченная игрушка «синего экрана-неба» принесла Лоренсу Батлеру награду Киноакадемии за лучшие спецэффекты в 1940 году. Но и тут не всё чисто, и тут дьявол потоптался… в мелочах. Неважно выходило с волосами персонажей, с дымом, и смазывались движения. А для справки: «синее небо» интенсивно использовалось в фильме «10 заповедей» 1956 года, «Старик и море» 1958 года. Сие вам не хухры-мухры!
Жёлтое как желток яичницы
Город Грёз, он же Голливуд не уставал, ударяясь в один эксперимент за другим. И в противовес «синему экрану-небу» (ну, почти что соперник) в конце 50-х годов появился «натриевый процесс», разработанный Петро Влахосом. Он энергично использовался Студией Уолта Диснея в 60-е и 70-е годы, заключающийся в том, что актеры стояли у белого экрана и стандартно освещались. На сам же деле, пресловутый экран «светили» мощнейшие натриевые лампы, схожие с оранжевыми уличными фонариками.
Пары натрия дают свет необычной длины: волны – примерно 589.3 нанометра, и никакой больше, и всё тут. Благодаря призме, с необычным покрытием внутри старой трехплёночной камеры «Technicolor», длина волны натриевого света отделялась. Далее она записывалась на специальной черно-белой пленке, автоматически создавая движущийся черно-белый «matte». Прочий свет фиксировала стандартная пленка «Technicolor», малочувствительная к желто-оранжевому натриевому свету. Эта «киностилистика» творила наилучшие на тот момент времени движущиеся «matte». Она впервые использовалась Диснеем в фильме «Ловушка для родителей», а затем в «Рассеянном Профессоре» в 1961 г. В 1964 г. натриевый процесс принес фильму «Мэри Поппинс» награду Киноакадемии за лучшие спецэффекты. И что забавно, существовала только одна натриевая призма, посему и одна камера могла выполнить конкретную работу. И эта камера принадлежала Диснею, и если они отдавали её кому-нибудь в аренду, то за очень немаленькие деньжата. Одним словом, скряжничали метры кино.
Был также возврат опять к синему-синему, благодаря доработкам Питера Вахлоса, которого попросили помочь улучшить технологию «синего экрана». Правда, малость всё усложнилось до невозможности, где смешивались, и белый фон, и жёлтый, и синий. Сам папа Карло не разобрался бы. Уходило на съёмки порядка 12 фрагментов плёнки. Но, несмотря на сложности, этим методом решались проблемы с мелкими деталями – никакой размытости. И нет размытости по краям. Фильм «Империя наносит ответный удар», скажем так, – и по сей день выглядит потрясающе. И спасибо усовершенствованному «синему экрану», что просуществовал в синематографе около сорока лет, пока не грянули тучи… из далёких и близких 90-х годов.
У финишной черты оказался всё же зелёный «хромакей»
Нагрянула эра «цифры», молниеносно завоевав скудоумный и вялотекущий мир кино. И, пожалуйста, – хромакей! В первых видеомикшерах «keyer» (далее «кейер») назывался математическим процессом. Он создавал цветовой диапазон в видеосигнале и делал его светопроницаемым. Сравнительно распространенный эффект, который использовали для создания спецэффектов. Например, карты погоды или почти все новостные студии телеканалов. Отчего зеленый? А всего-навсего зеленый экран проще и дешевле осветить, чем синий. Зеленый цвет отображается ярче на электронных дисплеях, он удачно подходит для подбора ключей при съемке на улице (где синий мог совпасть с цветом неба) и ярко-зеленый гораздо реже встречается в одежде актеров, чем синий.
На сегодняшний день цифровые камеры заменяют пленочные. Многие цифровые сенсоры используют фильтр Байера, содержащий значительно больше зеленых фотоучастков, чем красных или синих; для съемки освещенности. Это делает современные цифровые камеры более чувствительными к зеленой части цветового спектра. В связи с этим, сделать «matte» на зеленом хромакее намного проще. Синий цвет по-прежнему часто используется. И связано с тем, что в кадре иной раз бывают другие цвета. Никуда от сего не деться.
Стало быть, с продвинутым программным обеспечением и камерами, с контролем над движениями, зелеными студиями, хромакей-павильонами и качественными циклорамами, хромакей – термин, что включает в себя гораздо больше, чем изначальная техника съемки видео. Он может использоваться для добавления фона и установки расширений, о которых Жорж Милес и Норман Даун могли только мечтать или видеть в своих сиреневых снах.
Окончательно и бесповоротно «хромакей», а, впрочем, и все его «праотцы» распахнули и до неприличия широко окно в другой мир – мир, что трудно вообразить даже писателям-фантастам. И так вышло, что кино со спецэффектами (+ знания программ 3DS Max, Cinema 4D, After Effects хотя бы) можно сделать и на коленке самоучке. Не зря в Интернете уже пестрят вовсю «особенные» фильмы, которые материализовали не киностудии-мастодонты, а обычные ребята-умельцы, не имеющие ни гроша в кармане (нет, грошики нужны – хоть чуть-чуть). И «хромакей» о-о-очень хороший помощник в этом творческом деле.
Так что, все бегом в магазин за зелёной (соответствующей по оттенкам) тканью, осветительным оборудованием… ну советовать… тут уж нужна другая отдельная статья. И, в общем, вперёд – созидать, заодно разрушать многовековые стереотипы, творить и лепить искусно, умело кино.