Фильм «Снегирь» Бориса Хлебникова – это производственная драма из жизни мурманских рыбаков с социальной подкладкой. Что и говорить, 50-летний Хлебников («Коктебель», «Одиночное плавание», «Аритмия» и много чего, включая сериал «Озабоченные») сегодня претендует на звание главного российского кинорежиссера поколения «детей» (если «отцами» считать ныне здравствующих Михалкова и Сокурова). Особенно примечательны созданные в последние годы его работы с Наталией Мещаниновой (на «Снегире» она сценарист, в основу положена книга Георгий Владимова «Три минуты молчания», от которой крайне мало что осталось). Тут вспомним ту же «Аритмию», сериалы «Шторм», «Пингвины моей мамы» и др. Я это все к тому, что от фильма ждали многого – как обычно и бывает, он какие-то надежды оправдал, какие-то – нет.
Итак, на небольшое судно, траулер «Снегирь» на практику приходят двое «салаг», Максим и Никита (тут отметим работу сына Хлебникова, Макара как раз в роли Никиты – чем-то он похож на незабвенного «Курьера»). А на траулере свой, давно спаянный коллектив, представленный яркими, резко очерченными типажами (это главная, и очень большая, удача режиссера – герои Александра Робака, Тимофея Трибунцева, Евгения Сытого и других составляют гармоничный, реалистичный, хотя и на грани карикатуры, ансамбль). Если коротко, бывалые рыбаки (хорошие, в сущности, интересные, яркие люди), мальчишек принять не готовы. Вернее так: готовы принять, перемолов, приспособив к себе. У одного, Максима, «перемолоться» получается. У Никиты – нет, что отчасти и ведет к большой трагедии…
Почему люди, не просто хорошие, но и прямо героические, оказываются эмоционально глухи и жестоки не к «своим»? Вопрос! Все это дано в декорациях рыболовецкого судна, сделанных по-советски убедительно. В рамках быта и нелегкой работы рыбаков, достоверный показ которой тоже получился на все сто. Плюс прямо голливудский по размаху эпизод шторма и вот именно что героического спасения норвежских рыбаков… Смотрится все на одном дыхании. Но! На мой вкус, именно с социальным режиссер переборщил. Его посыл ясен: вот все у нас в России так, неправильно, для нормальной жизни мы не годны, зато насчет подвигов ого-го. Стоило ли ради такой заезженной мысли волну, в прямом и переносном смысле, гнать? И делать это практически в лоб. Лучше бы Хлебников оставался в рамках «процедурала» (как нынче называют «производственный роман») с элементами катастрофы, и то и другое у него получается отменно. А смыслы…что ж, можно их внедрять и не напрямую. Сегодня ведь и для публики актуальнее (если брать советское кино, которое Хлебников любит и многим традициям которого следует) скорее «Путь к причалу», чем «Остановился поезд». Кто скажет что фильм Данелии «хуже», «глупее» чем фильм Абдрашитова?
А Никиту, этого нежного снегиря в чужом птичнике, действительно жалко, и это одно из достижений фильма.
Мой рейтинг 8/10