Вот и третья короткометражка – «Двойник» Артёма Наговицына – из дебютных фильмов молодых победителей питчинга просмотрена мной не один раз.
Я подумала, что фильм чем-то напоминает рассказ Михаила Веллера «Кольцо». Мне довелось видеть спектакль по этому произведению режиссера Владимира Корчева. Сюжет был почти так же запутан, но он был просто немножко по-другому повернут и в отношениях пары. Но тоже был герой, который наблюдал за чужим счастьем. И смерть тоже была. Линия детективная присутствовала.
Вот и здесь детектив в стиле «нуар». Воспоминания героя и реальность переплетаются, а потом мы увидели, как бы всё ещё раз глазами прозревшего.
И если в «Ананасе» Дилара Галеева рефлексирует над своим детством, над своим прожитым опытом. Если в «Желтом шарфике» Илья Пономаренко исследует реальность вокруг, фантазию и обыденность, преломление сознания и отношения к реальности в глазах взрослого и ребенка сейчас.
То Артём Наговицын в своем «Двойнике» рефлексирует на уровне эстетических канонов большого кино. «Сердце Ангела», «В поисках слона» – эти вещи летают в воздухе, когда смотришь этот фильм. Эстетизм, попытка предельного эстетизма в киноязыке, это наиболее близко к современному операторскому искусству, монтажные планы какие-то – то цветное, то черно-белое, оценки-перевёртыши героев – сначала думаешь одно, выходит другое. Видишь, как люди очень хотели сделать арт-хаус. Может, когда-нибудь у них получится.
Здесь тоже мне не хватило сопереживания. Я даже поняла, почему все девушки-зрительницы после просмотра на УФЛИ захотели сцену похорон героини с красивыми женщинами, оплакивающими её. Потому что в данном фильме нам некому там сопереживать. Понимаете, мы ни за кого не болеем, мы не хотим, чтобы кто-то победил изо всех сил, мы не хотим кого-то там спасти. А если бы автор фильма сделал что-то, какой-то акцент на женщин, мы захотели бы спасти эту красоту. Любую женщину из погибших, поскольку флешбэком, заходом в прошлое идет рефрен. И мы бы захотели, чтобы можно было спасти еще. Ту, которая сейчас, если не удалось тогда – это же ведущая эмоция главного героя. И тут мы впряглись бы в сопереживание главному герою.
Но не случилось. Не поймали вот эту линую развития – хрупкости красоты, которую можно было усилить, причем эстетизируя предельно, что красоту надо беречь и в отношениях тоже. Люди всегда скучают по красоте. Вспомните предельно эстетичных киногениев – воздушного Феллини или жутковатого Гринуэя, или живописнейшего Ким Ки Дука.
У Артёма Наговицына есть тяга и потенциал работать с эстетической составляющей, если ему удастся подтянуть психологическую и драматургическую линию, то с удовольствием ждём следующих фильмов.