Люблю я местные кинопоказы. И особенно, если это – серия короткометражек. 27 июня в зеленом зале кинотеатра «Родина» посчастливилось увидеть фильмы режиссеров, победителей питчинга дебютантов в проекте «Молодое кино Башкортостана». Коротко о впечатлениях, эмоциях и некоторые мысли.
Фильм, который представили первым – «Ананас» режиссера Дилары Галеевой. История из детства самого автора, ностальгическое произведение. Новый год, переход из одного тысячелетия в другое. Мир взрослых и детей. Тема близкая каждому, именно эти теплые, иногда грустные семейные праздники остаются с нами, становятся важной частью воспоминаний о детстве. По сюжету дети очень хотят попробовать ананас, узнать, каков на вкус экзотический фрукт; взрослые, занятые кто весельем, кто хлопотами, их, естественно, не слышат, отговариваются. И если девочка слушает то, что говорят старшие, то мальчик уже многое понял и знает: момент есть только сейчас, и когда хочется чего-то настолько сильно и долго, почему бы просто не взять инициативу в свои руки, без условностей и оглядок. …Но жизнь прозаична, и вот уже дети засыпают, так и не отведав угощения, дождаться заветного момента иногда невозможно. Слишком велика возможность упустить его. Но и чудеса тоже иногда случаются... Лента, которую невозможно смотреть без смеха сквозь наворачивающиеся слезы. Задумываешься о внимании, справедливости и несправедливости в поведении взрослых, о простых детских желаниях, знакомых и волнующих…
Второй фильм на кинопоказе – «Желтый шарфик» режиссера Ильи Пономаренко. В этой сумрачно-реальной истории прекрасно все, трогающий и теплый фильм. Марина (Анастасия Стругачева) одна воспитывает дочь, рисует для нее супергеройские комиксы и рассказывает, как борется со злом на ночных улицах Уфы при помощи волшебного желтого шарфа. Конечно, ребенок верит захватывающим историям и погружается в них настолько, что желает увидеть все собственными глазами. Для зрителя – интрига, чем же занимается молодая мама в действительности? Реальность есть реальность, и вот уже любопытная Агата (Лилия Мамаева) хватает рисунки, чтобы по ним отыскать маму, отдать ей забытый дома волшебный шарфик и заодно самой встретиться с «монстрами».
Первые столкновения с людьми на улицах уфимского центра. Правдивая реальность, в которой мама – не борец с монстрами, а официантка. Резкий скачок к тому этапу взросления, когда фантазии еще останутся, но уже будет и некое понимание о настоящей жизни. Но мир девочки от этого не ломается – она просто любит свою маму и ее красивые комиксы, и этого достаточно. Актерский состав восхищает, цепляет взаимодействие персонажей, и ты будто присутствуешь там, с ними, проникаешься сумрачно-желтыми улицами, тоже на мгновение хочешь поверить в фэнтезийные рассказы, оказываешься в атмосфере уфимского клуба, закрытого магазина с настолками. Ольга Мусина в воплощении «ведьмы»-кондукторши – просто потрясающая.
Третий и последний фильм – «Двойник» Артема Наговицына. Название этой короткометражки лично для меня предваряло ожидания. В одном слове – и тема, и смыслы, и ассоциации, и повод для воображения – разгуляться. Неонуар на уфимской киношной стезе. Сюжет, в котором отличить, где воспоминания, а где домыслы-сны детектива Роберта (Сергей Самыловский) как будто получается. Финал же остается для зрителя возможностью принять свое решение (о, эти открытые концовки!) – что же и как произошло на самом деле, кто убийца, а кто просто мучительно перебирает версии...
Главный герой не может пережить утрату любимой женщины, все время возвращается мыслями к той ночи, когда ее не стало. Пытается понять, не является ли убийцей он сам, или же… Память непостоянна, она утрачена, и многие мысли Роберта кажутся лишь смутными очертаниями, но он точно знает, что не виноват. Или же?..
Здесь хочется особенно отметить актера, сыгравшего роль напарника – типаж колоритный, в какой-то момент практически веришь в злодейскую натуру персонажа, его возможную двоякость. Как выяснилось позже, на пресс-конференции, актер Владимир Курас очень серьезно подошел к роли, это был его дебют. И весьма удачный.
«Молодое кино» смотрела не первый раз, этот проект стал уже традицией. Очень вдохновляет то, что режиссеры и сценаристы меняются, привносят что-то от себя, берут близкий-понятный материал и, с помощью киноязыка, могут достучаться до нас, ненавязчиво, говоря о знакомых вещах. И что-то практически литературное есть в тех сюжетах и их подаче – это то, что и мы, литераторы, иногда изображаем в своих рассказах. Дух времени, ностальгия, загадки и реальность…